4 класс. Чтение. Природа и мы. Виктор Петрович Астафьев "Стрижонок Скрип".
4 класс. Чтение. Природа и мы. Виктор Петрович Астафьев "Стрижонок Скрип".
Комментарии преподавателя
Природа и мы.
Виктор Петрович Астафьев «Стрижонок Скрип»
Введение
- Как называется раздел, который изучаем на уроке литературного чтения? ( Природа и мы)
- С произведениями каких писателей познакомились? ( Д.Н. Мамин-Сибиряк, А.И.Куприн, М.М.Пришвин, Е.И. Чарушин)
Об авторе рассказа «Стрижонок Скрип»
http://www.wologda.ru/storage/images/news/2010/10/04/e5ed6b0a0d62593d3fd6837419cc269c.jpg
Виктор Петрович Астафьев родился в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края. Мальчику было всего 7 лет, когда погибла его мама. Он попал в детский дом. После 6 класса учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов. Осенью1942 года ушел на фронт и воевал до победы. Уже взрослым человеком поступил на Высшие литературные курсы, стал писателем. Написал много рассказов, повестей о детстве, о войне, о природе. В своих произведениях он призывает нас быть бережливыми к родной земле, к родной природе.
Виктор Петрович Астафьев писал о природе и для детей, и для взрослых. Ему хотелось внушить людям, что всё, что окружает нас: от зелёной травинки, малой беззащитной птахи, до неба, дающего нам возможность дышать, солнца- согревающего нас- всё это есть часть нашей жизни, то есть и нас самих, потому что человек тоже есть создание природы и должен относиться к земле, как дитя родное, заботиться о ней, радовать её.
Словарная работа
Мерцало - слабо светилось колеблющимся светом.
Мол, дескать - указывают на то, что говорящий передает чужие слова.
Бесцеремонно – невежливо, грубо.
Чтение с комментированием
http://www.gornitsa.ru/images/products/book6/al_book_tetr3106.jpg
- Почему автор дал такое название произведению? (Он главный герой)
- Какие прилагательные использовал автор для описания Скрипа? (Голодный, храбрый, любопытный, догадливый, молодой, стремительный, сильный).
- Кто является первым учителем Скрипа? (Мать стрижиха).
- Хорошо ли ему было в гнездышке ?(он сначала испугался, а потом прижался к маме и успокоился)
http://u.5klass.net:10/datas/literatura/Astafev-Strizhonok-Skrip/0012-012-Astafev-Strizhonok-Skrip.jpg
- Как вели себя птенцы без мамы ?(они беспокоились, громко пищали, звали маму)
http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/87/86778/img6.jpg
-Как соколу удалось победить мать - стрижиху ? (он ее перехитрил)
-О каком качестве мамы нам рассказал автор ? (решительность, смелость, храбрость самоотверженность)
Составление синквейна на тему «Стрижиха»
Синквейн – прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. («Синквейн» от фран. «пять»)
Правила составления синквейна:
1. В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).
2. Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)
3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы)
4. Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)
5. Пятая строка – одно слово, синоним темы.
Проверка синквейна
1. Стрижиха
2. Строгая, заботливая
3. Кормит, воспитывает, оберегает
4. С ней очень хорошо
http://rutlib.com/book/1809/p/i_011.jpg.jpeg
Как стрижи противостояли своим врагам ? (...Ему делалось жутко, когда там, за норкой, раздавалось пронзительное «тиу!». Тогда мама-стрижиха бросала всё, даже мошку или каплю воды, и, тоже крикнув грозное «тиу!», мчалась из норки. И все стрижи с криком «тиу!» высыпали из норок и набрасывались на врага. Пусть этот враг хоть сокол, хоть коршун, хоть кто, пусть он хоть в сто раз больше стрижей, они всё равно не боялись его. Дружно налетали стрижи, все как один. Коршун и ворона скорей-скорей убирались в лес, а гадюка пряталась под камень и со страху шипела...
- Сокол съел стрижиху, он удовлетворил потребность в голоде. Как называют это явление в окружающем мире? (цепь питания)
- Как называет стрижей В.П.Астафьев? (Дружный народ стрижи).
-Какой урок преподали стрижи Скрипу? (...Скрип помнит, как появился в норке вожак Белое брюшко. Вместо того чтобы дать ему мошку или капельку, он ухватил Скрипа за шиворот и поволок из норки. Скрип упирался, пищал. Белое брюшко не обращал внимания на писк Скрипа, подтащил его к устью норки и вытолкнул наружу.
Ну что было делать Скрипу! Не падать же! Он растопырил крылья и… полетел! И тут на него набросились все стрижи, старые и молодые. Все-все! И погнали его от норки всей стаей навстречу ветру, навстречу ослепительному солнцу.
— Скрип! Скрип! — испуганно закричал стрижонок, захлебнувшись ветром, и увидел под собою воду. — Скрип! Скрип! «А если я упаду?» — с ужасом подумал он.
Но стрижи не давали ему упасть. Они гоняли его кругами над водой, над берегом, над лесом.
Потом крики стрижей остались позади. Свист крыльев и гомон птичий угасли. И тут стрижонок Скрип с удивлением увидел, что он уже сам, один, летает над рекой! И от этого сделалось так радостно, что он взмыл высоко-высоко и крикнул оттуда солнцу, реке, всему миру: «Скрип!» — и закружился, закружился над рекой, над берегом, над лесом. Даже в облако один раз залетел. Но там ему не понравилось — темновато и одиноко. Он спикировал вниз и заскользил над водою, чуть не касаясь её брюшком.
Хорошо жить! Хорошо, когда сам умеешь летать! Скрип! Скрип!...)
- Кем стали для Скрипа стрижи? (Семьёй).
- Зачем писатель вставил эпизод с мальчишками? (Бывают хорошие, бывают плохие).
-Почему Скрип оказался в руках ребят? (...Скрип сунулся в одну норку — не пускают, в другую — не пускают. Все стрижиные дома заняты. Что же делать? Не ночевать же на берегу? На берегу страшно. В норке лучше. И Скрип начал делать свою норку. Выскребал глину остренькими когтями, выклёвывал её и уносил к воде, снова возвратился к яру и опять клевал, скрёб, а в землю подался чуть-чуть.Устал Скрип, есть захотел и решил, что такой норки ему вполне хватит. Он немного покормился над рекой и завалился спать в свою совсем ещё не глубокую норку. Неподалёку рыбачили мальчишки. Они пришли к стрижиному яру. Один мальчишка засунул руку в норку и вынул Скрипа. Что только пережил Скрип, пока его держали в руках и поглаживали, как ему казалось, громадными пальцами!...)
-Какой вывод сделал Скрип для себя? (...Тут понял Скрип, что в маленькой норке не житьё, и принялся снова работать. Он так много раз подлетал к своей норке, чтобы унести глину, так пробивался в глубь яра, что норку эту отличал уже ото всех...)
– Отчего стрижи стали беспокоиться? ( Скоро надо было улетть в теплые края на зиму)
-Почему , прощаясь с родным краем, они кричали тревожно и тоскливо? (Грустно покидать родные края)
-Как вы понимаете слова: «Стрижи улетают в одну ночь и уносят с собою лето. Прилетают они в одну ночь и приносят с собою лето.»
Почему такие маленькие птички смело бросаются атаковать крупного врага? (Стрижи берут верх своей несокрушимой численностью).
Почему, оставшись сиротами, птенцы не погибли? (так как стрижи – дружный народ).
Обобщение
В произведении затронута тема бережного отношения к природе. С любовью автор описывает птиц, особенно главного героя стрижонка Скрипа.
Есть в рассказе трагические нотки: жизнь стрижей наполнена опасностями и трудностями. Читатель сопереживает Скрипу. Однако смысл здесь все-таки жизнеутверждающий. Вторая половина рассказа пронизана радостным настроением. Концовка вселяет веру в светлое будущее.
Итоги
Познакомились с биографией и творчеством Виктора Петровича Астафьева. Читали и комментировали его рассказ «Стрижонок Скрип». Отметили духовно- нравственные категории в рассказе: добро, милосердие, сострадание, любовь, а доброе отношение к природе облагораживает самого человека.
ИСТОЧНИК
http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/03/14/strizhonok_skrip_dlya_vospitateley.docx
https://www.youtube.com/watch?v=w-52MUYcmlo
http://sup1.easyen.ru/15000/15268.zip
http://u.5klass.net/zip/60aae767638ed906df5b04c82292a9b2.zip
http://all-biography.ru/alpha/a/astafev-viktor-astafyev-viktor