4 класс. Чтение. Страна детства. Константин Георгиевич Паустовский "Корзина с еловыми шишками".
4 класс. Чтение. Страна детства. Константин Георгиевич Паустовский "Корзина с еловыми шишками".
Комментарии преподавателя
Страна детства.
Константин Георгиевич Паустовский "Корзина с еловыми шишками".
http://sadik79.ru/public/users/994/img/120320162337.jpg
Введение
Жизнь и творчество писателя К. Г. Паустовского
http://doc4web.ru/uploads/files/94/95267/hello_html_m74d69d81.jpg
Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892 году в Москве в семье железнодорожного статистика. Отец часто менял место работы, поэтому семья была вынуждена переехать в Киев. Когда Константин Паустовский учился в 6 классе, отец оставил семью, и Паустовский был вынужден самостоятельно зарабатывать на жизнь и учёбу. Паустовский учился в киевском университете, затем перевёлся в Московский университет. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг. Одной из таких книг стал роман «Романтики».
Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.
Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве. В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.
В 1968 году писателя не стало. На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любят его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.
Викторина: «Откуда эти строки?»
1) «…Варюша охнула и начала разгребать снег руками. Но колечка не было. Пальцы у Варюши посинели. Их так свело от мороза, что они уже не сгибались…» ( «Стальное колечко» )
2)«…Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными пронзительными глазами…» («Барсучий нос»)
3)«…Ваня вытер слёзы и пошёл домой на Урженское озеро. Он не шёл, а бежал босиком по горячей песчаной дороге. Недавний лесной пожар прошёл стороной на север около самого озера…» («Заячьи лапы»)
4)«Однажды ворона застала в ларьке маленького растрёпанного воробья, по имени Пашка. Жизнь для воробьёв пришла трудная.» («Растрёпанный воробей»)
Все произведения этого писателя наполнены удивительно тёплым и трепетным чувством любви к природе, родной земле, учат видеть прекрасное.
- К.Г.Паустовский много путешествовал. Он бывал в Англии, Италии, Франции и других странах. Его восхищали люди этих стран, музеи, архитектура, музыка. Он много писал и о композиторах, художниках, писателях, т.е. о людях, тонко чувствующих красоту окружающего нас мира и старающихся своим творчеством приобщить всех к миру прекрасного.
- О каком замечательном человеке К. Г. Паустовский написал в своём рассказе «Корзина с еловыми шишками»? (о композиторе Эдварде Григе)
Сообщение о композиторе Эдварде Григе
http://www.larousse.fr/encyclopedie/data/images/
Величественная суровая Норвегия – страна неприступных скал, густых лесов, узких извилистых морских заливов. Народное искусство Норвегии также своеобразно и прекрасно как природа этой страны. Норвегия богата преданиями, легендами, сказками. Богата Норвегия и музыкой.
Берген… Один из древнейших городов западной Норвегии, омытый волнами моря, увенчанный скалистыми вершинами гор. Глубокие озёра, зелёные склоны холмов и могучие гряды гор, суровое величие горной природы и тихий покой долин. Именно здесь, среди сказочной красоты, 15 июня 1843 года родился Эдвард Григ – композитор, дирижёр, пианист.
С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери – талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.
Игру юного Грига однажды услышал знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил её по классам композиции и фортепиано.
Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря.
В его музыке оживают сказки, картины народной жизни, образы природы Норвегии – сумрачное величие хвойных лесов, прибой северного моря. В ней звучит прибой северного моря.
Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке, как было принято в состоятельных семьях. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В 1862 году Григ окончил Лейпцигскую консерваторию в Германии и стал писать музыку. Одним из первых, кто оценил его музыкальные произведения, был великий сказочник Г.Х.Андерсен.
В личной жизни композитору пришлось пережить страшное несчастье – в возрасте одного года от менингита умерла его единственная дочь. Случившееся поставило крест на будущей счастливой жизни семьи.
Эдвард Григ писал музыку к литературным произведениям, которые ставились в театрах. Он был знаком с такими всемирно-известными людьми как великий венгерский композитор Ференц Лист и великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Григ и сам был одним из талантливейших композиторов 19-го начала 20-го веков.
Скончался Эдвард Григ в родном городе Бергене 4 сентября 1907 года.
День, когда Григ умер, был объявлен днём национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.
Словарная работа
- белые ночи – ночи на севере, когда сумерки не переходят в темноту
- ботфорты – сапоги с длинными голенищами
- кафельная печка – печка, обложенная керамической (кафельной) плиткой
- портьеры – плотные шторы
- аккорды – одновременное звучание нескольких звуков
- парча – плотная узорчатая шёлковая ткань. Вытканная золотыми или серебряными нитями
- фетровые шляпы, фетр – тонкий, плотный материал из валяной шерсти
Чтение с комментированием
http://www.kniga.de/media/image/thumbnail/100141_720x600.jpg
У рассказа «Корзина с еловыми шишками» очень красивое начало. Вспомните, с чего начинается рассказ? (Описание осеннего горного леса).
http://myppt.net/u/storage/ppt_17913/119bf-1403989322-15.jpg
Все леса хороши с их грибным воздухом и шелестом листьев. Но особенно хороши горные леса около моря. В них слышен шум прибоя. С моря постоянно наносит туман, и от обилия влаги буйно разрастается мох. Он свешивается с веток зелеными прядями до самой земли.
Кроме того, в горных лесах живет, как птица пересмешник, веселое эхо. Оно только и ждет, чтобы подхватить любой звук и швырнуть его через скалы.
Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.
Опорные слова для пересказа фрагмента
воздух
шум прибоя
мох
эхо
листь
- Как вы думаете, почему с таким вниманием и любовью Григ относится к девочке? (В девочке он увидел свою дочь, представил, что это она . Смерть дочери была самым драматичным моментом в жизни Грига. Это, несомненно, знал Паустовский.)
-Почему композитор обещал девочке подарок только через несколько лет? (Нужно было время, чтобы девочка выросла и смогла понять и оценить подарок).
- Как выглядел дом композитора? (...Все, что могло приглушить звуки, – ковры, портьеры и мягкую мебель – Григ давно убрал из дома. Остался только старый диван. На нем могло разместиться до десятка гостей, и Григ не решался его выбросить. Друзья говорили, что дом композитора похож на жилище дровосека. Его украшал только рояль...)
- Какие чувства передавал рояль? ( ... Рояль мог петь обо всем – о порыве человеческого духа к великому и о любви. Белые и черные клавиши, убегая из-под крепких пальцев Грига, тосковали, смеялись, гремели бурей и гневом и вдруг сразу смолкали...)
- Что представлял композитор, сочиняя музыку? (... Григ писал о глубочайшей прелести девичества и счастья. Он писал и видел, как навстречу ему бежит, задыхаясь от радости, девушка с зелеными сияющими глазами. Она обнимает его за шею и прижимается горячей щекой к его седой небритой щеке. «Спасибо!» – говорит она, сама еще не зная, за что она благодарит его.
«Ты как солнце, – говорит ей Григ. – Как нежный ветер и раннее утро. У тебя на сердце расцвел белый цветок и наполнил все твое существо благоуханием весны. Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Поэтому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни.
Ты – белая ночь с ее загадочным светом. Ты – счастье. Ты – блеск зари. От твоего голоса вздрагивает сердце.
Да будет благословенно все, что окружает тебя, что прикасается к тебе и к чему прикасаешься ты, что радует тебя и заставляет задуматься», Григ думал так и играл обо всем, что думал...)
http://ic.pics.livejournal.com/tenivetra/61255200/54009/54009_900.jpg
- Какое впечатление произвела на Дагни музыка, подаренная ей Григом? (...Дагни вздохнула так глубоко, что у нее заболела грудь. Она хотела сдержать этим вздохом подступавшие к горлу слезы, но это не помогло. Дагни нагнулась и закрыла лицо ладонями. Скачала она ничего не слышала. Внутри у нее шумела буря. Потом она наконец услышала, как поет ранним утром пастуший рожок и в ответ ему сотнями голосов, чуть вздрогнув, откликается струнный оркестр.
Мелодия росла, подымалась, бушевала, как ветер, неслась по вершинам деревьев, срывала листья, качала траву, била в лицо прохладными брызгами. Дагни почувствовала порыв воздуха, исходивший от музыки, и заставила себя успокоиться. Да! Это был ее лес, ее родина! Ее горы, песни рожков, шум ее моря!...)
- О чём думала Дагни, уходя с концерта? Сравните её мысли и мысли Грига во время сочинения музыки. (Они думали об одном и том же).
Писатель Константин Паустовский и композитор Эдвард Григ два великих мастера: один словами, другой музыкой пробуждают в нас добрые чувства.
- Итак, кто является главными героями рассказа? (Дагни и Григ)
- Какой же подарок решил сделать композитор девочке? (написать музыку)
- Почему он решил сделать ей подарок? (у неё доброе сердце; умеет думать о других)
- Почему он не захотел сделать его сразу? (такие вещи не дарят маленьким детям, так как дети не всегда понимают сложную музыку).
- Как мы озагалавили вторую часть? (в доме композитора)
- С чем сравнивали друзья дом композитора? (С жилищем дровосека)
- А почему? (В нём были только рояль и диван)
- Дом был бедным, пустым, а счастлив ли был там Григ? (да)
- Почему композитор считал себя счастливым человеком? (отдал молодёжи жизнь, талант, работу, всё без возврата).
- Сколько же времени писал композитор музыкальное произведение для Дагни? (больше месяца)
- Что произошло за это время? (началась зима)
- Проходит время и Дагни покидает дом. А по какой причине она это делает? («пускай посмотрит свет, как живут люди и немного повеселиться», - так считает ее отец.)
(на концерте)
- Почему после исполнения этой чудесной музыки "Сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты"?
- Почему "сначала медленно"? Ведь, например, на эстрадном концерте аплодисменты часто начинают греметь еще до окончания песни. А тут - тишина, медленные аплодисменты и только потом гром оваций.
(классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.)
- Если вы этого никогда не чувствовали, значит, редко слушали настоящую музыку. Но у вас еще все впереди: и настоящее счастье, и музыка тоже.
- Почему Дагни плакала? Что это были за слезы? (слезы благодарности
- Какую главную мысль открыла для себя Дагни? (Жизнь коротка, искусство – вечно).
Обобщение
Итак, рассказ «Корзина с еловыми шишками» - это произведение об известном композиторе Эдварде Григе. Во время прогулки по осеннему лесу он встречает маленькую девочку Дагни с прекрасными зелеными глазами — дочь лесника. Эта маленькая девочка, чудесная природа и ясная погода действуют на него волшебным образом, и он обещает преподнести ей подарок, когда она повзрослеет. Григ выполнил своё обещание. Когда девушка достигла восемнадцати лет, она впервые посетила симфонический концерт. В какой-то момент Дагни вдруг услышала свое имя со сцены. Это и был подарок композитора — произведение, написанное к её восемнадцатилетию. Самого композитора к тому моменту уже не было в живых. Радость, слегка омраченная светлой грустью, - такова «Корзина с еловыми шишками».
Итоги
Познакомились с биографией и творчеством Константина Георгиевича Паустовского. Читали и комментировали его рассказ «Корзина с еловыми шишками». Отметили желание автора научить своих читателей видеть красоту окружающей их природы и любить ее.
Прошло много лет с тех пор, как не стало замечательного писателя Константина Паустовского и талантливого композитора Эдварда Грига, а мы продолжаем читать рассказы, слушать музыку, ведь произведения, созданные этими людьми бессмертны.
- Так чему же учит это произведение? (надо жить, принося радость другим людям)
ИСТОЧНИК
https://ds02.infourok.ru/uploads/doc/127d/0007c724-10adf873.doc
https://www.youtube.com/watch?v=Tl-853aTye0
http://newvidos.ru/uploads/images/k_g_paustovskij_korzina_s_elovimi_shishkami_radio_ozjorska.jpg
http://fb.ru/article/164111/korzina-s-elovyimi-shishkami-paustovskiy-kratkoe-soderjanie-i-analiz-rasskaza
http://v.5klass.net/zip/d8eee82880c583ac0ea7a709a8204eac.zip