4 класс. Чтение. Страна детства. Борис Степанович Житков "Как я ловил человечков".
4 класс. Чтение. Страна детства. Борис Степанович Житков "Как я ловил человечков".
Комментарии преподавателя
Страна детства.
Борис Степанович Житков "Как я ловил человечков".
Введение
http://www.vinograd.su/upload/iblock/a39/53-76.jpg
Родился Борис 30 августа 1882 года в Новгороде в интеллигентной семье. Отец его был преподавателем, поэтому неудивительно, что начальное образование Борис получил дома. Первые годы жизни в биографии Бориса Житкова были проведены в Одессе. После окончания гимназии Житков стал учиться в Императорском Новороссийском университете (в Одессе). Следующей ступенькой в образовании в биографии Житкова стала учеба в политехническом институте Петербурга. Там Борис избрал другую специальность. Если в Одесском университете он посещал естественное отделение, то в Петербургском институте – кораблестроительное.
После окончания института много путешествовал, работал штурманом, капитаном судна. Также в биографии Бориса Степановича Житкова было испробовано множество других профессий. Но постоянным увлечением его была литература.
Впервые рассказ Житкова был опубликован в 1924 году. Свои познания и впечатления от путешествий он выражал в произведениях. Так в биографии Бориса Житкова было создано множество серий приключенческих и поучительных рассказов. Среди известнейших его изданий: «Злое море» (1924), «Морские истории» (1925), «Семь огней: Очерки, рассказы, повести, пьесы» (1982), «Рассказы о животных» (1989), «Рассказы для детей» (1998).. Скончался писатель 19 октября 1938 года в Москве.
Чтение с комментированием
http://mir-skazki.com.ua/image/cache/
http://img.labirint.ru/images/comments_pic/
Словарная работа
Корма – задняя часть судна
Сени – в деревенских избах помещение между жилой частью дома и крыльцом
Модель – образец изделия, уменьшенный или сделанный в натуральную величину.
- Докажите, что бабушка дорожила пароходиком. Почему она им дорожила? (...Я сразу запросил у бабушки, чтоб поиграть пароходиком. Бабушка мне все позволяла. А тут вдруг нахмурилась:
— Вот это уж не проси. Не то что играть — трогать не смей. Никогда! Это для меня дорогая память...)
- Памятная вещь, которой дорожат в каждом доме, называется реликвия.
- Каким представляет Боря настоящий пароход. (...Я все смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтобы лучше видеть. И все больше и больше он мне казался настоящим. И непременно должна дверца в будочке отворяться. И, наверно, в нем живут человечки. Маленькие, как раз по росту пароходика. Выходило, что они должны быть чуть ниже спички. Я стал ждать, не поглядит ли кто из них в окошечко. Наверно, поглядывают. А когда дома никого нет, выходят на палубу. Лазят, наверно, по лестничкам на мачты.
А чуть шум — как мыши: юрк в каюту. Вниз — и притаятся. Я долго глядел, когда был в комнате один. Никто не выглянул. Я прятался за дверь и глядел в щелку. А они хитрые, человечки, знают, что я поглядываю. Ага! Они ночью работают, когда никто их спугнуть не может. Хитрые...)
http://illustrators.ru/uploads/illustration/image/597043/main_597043_original.jpg
- Каким вы представляете героя? (Фантазер, исследователь.)
- Проследим, как развиваются его фантазии
“… тихонько зашуршало…”
“… дать им конфетку…”
“… отломить от леденца кусок…”
“… Я положил хлеб…”
“… хотел взять, намочить чернилами…”
- Что еще использует Боря в своей фантазии? (Обман)
- Чем заканчивается история? (...А потом я вскочил с постели как был, в рубахе. Я вскочил на стол, взял с полки пароходик. Сразу, руками понял, что он железный, совсем настоящий. Я прижал его к уху и стал слушать: не шевелятся ли? Но они, конечно, примолкли. Поняли, что я схватил их пароход. Ага! Сидите там на лавочке и примолкли, как мыши. Я слез со стола и стал трясти пароходик. Они стряхнутся, не усидят на лавках, и я услышу, как они там болтаются. Но внутри было тихо.
Я понял: они сидят на лавках, ноги поджали и руками что есть сил уцепились в сиденья. Сидят как приклеенные.
Ага! Так погодите же. Я подковырну и приподниму палубу. И вас всех там накрою. Я стал доставать из буфета столовый нож, но глаз не спускал с пароходика, чтобы не выскочили человечки...)
- Как поступил Боря? (... Я стал подковыривать палубу. Ух, как плотно все заделано! Наконец удалось немножко подсунуть нож. Но мачты поднимались вместе с палубой. А мачтам не давали подниматься эти веревочные лесенки, что шли от мачт к бортам. Их надо было отрезать — иначе никак. Я на миг остановился. Всего только на миг. Но сейчас же торопливой рукой стал резать эти лесенки. Пилил их тупым ножом. Готово, все они повисли, мачты свободны. Я стал ножом приподнимать палубу. Я боялся сразу делать большую щель. Они бросятся все сразу и разбегутся. Я оставил щелку, чтобы пролезть одному. Он полезет, а я его — хлоп! — и захлопну, как жука в ладони. Я ждал и держал руку наготове — схватить...)
http://img-fotki.yandex.ru/get/15502/19411616.459/0_1035b8_a8eb5277_M.jpg
- Увидел ли он кого-либо? (...Ничего. Совсем, совсем ничего! Даже скамеек этих не было. Голые борта. Как в кастрюльке. Я поднял руку. Под рукой, конечно, ничего...)
- Как чувствует себя герой-исследователь после происшедшего? (...У меня руки дрожали, когда я прилаживал назад палубу. Все криво становилось. И лесенки никак не приделать. Они болтались как попало. Я кой-как приткнул палубу на место и поставил пароходик на полку. Теперь — все пропало!...)
- Зачем автор написал рассказ? (Так не поступать, не обманывать старших, быть послушным, одержимость фантазией ведет к хитрости, обману.)
- Что посоветуем герою? Прочтите пословицу “Дал слово – держись, а не давши – крепись”. (Не нарушать данное слово)
http://psy.1september.ru/article.php?ID=200702406
Итоги
Познакомились с биографией и творчеством писателя и путешественника Бориса Степановича Житкова. Отметили автобиографичность рассказов Бориса Житкова . Читали и анализировали его рассказ "Как я ловил человечков", в котором автор описывает ожидание чуда, маленькие фантазии, детские мечты и надежды, трогательную наивность. В этой истории главный герой так охвачен жаждой увидеть маленьких человечков, так живо их себе представляет, рисует в своем воображении, что невольно верится, что они и впрямь существуют.
ИСТОЧНИК
http://festival.1september.ru/articles/527111/
https://www.youtube.com/watch?v=LgAQg4HtD-4
https://www.youtube.com/watch?v=WPACMp7xuPk
http://proteacher.ru/2015/01/25/chelovechki_1422203844_69296.ppt
http://tak-to-ent.net/load/298-1-0-6465