4 класс. Чтение. Литературные сказки. Владимир Фёдорович Одоевский "Городок в табакерке".
4 класс. Чтение. Литературные сказки. Владимир Фёдорович Одоевский "Городок в табакерке".
Комментарии преподавателя
Литературные сказки.
Владимир Фёдорович Одоевский "Городок в табакерке".
Введение
Сегодня мы будем говорить о творчестве Владимира Фёдоровича Одоевского.
Тема «Владимир Фёдорович Одоевский «Городок в табакерке».
Знакомство со сведениями из биографии В.Ф.Одоевского.
http://rusplt.ru/netcat_files/52/104/620x407/odoevskiy_26_08_15_620.jpg
В.Ф.Одоевский родился 13 августа 1803 году в Москве. Получил первоклассное по тому времени воспитание в Благородном пансионе при Московском университете. В годы пребывания в пансионе появились его первые произведения в печати.
С 1826 года он живёт в Санкт-Петербурге. На протяжении многих лет тесные дружеские и творческие контакты связывали Одоевского с А.С.Пушкиным. Одоевский замечал и всемирно поддерживал таланты, которые он видел в современной ему русской литературе. Это и Лермонтов, и Тургенев, и Достоевский. В. Ф. Одоевский работал под псевдонимом “Дедушка Ириней”. Когда ему исполнилось 30 лет, в свет вышел сборник для детей “Детские сказки дедушки Иринея”. Сюда вошли сказки “Червячок”, “Мороз Иванович” и “Городок в табакерке”.
В 1861 году Одоевский возвращается в Москву. Одновременно с переездом он был назначен сенатором московских департаментов сената, где состоял до самой смерти.
Одоевскому принадлежит почин в устройстве детских приютов; по его мысли основана в Петербурге больница для приходящих; он же был учредителем Елисаветинской детской больницы в Петербурге и вторым председателем Крестовоздвиженской общины сестёр милосердия.
Умер Одоевский 11 марта 1869, не оставив после себя ни детей, ни какого-либо состояния.Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Словарная работа.
-Кто знает, что такое табакерка?
http://img-fotki.yandex.ru/get/6419/157060903.9a/0_a5981_ed370599_L.jpg
http://www.diva.by/i/photo/news/2013/tabac-faberge.jpg
В XVIII веке в Петербурге курили в основном иностранцы. Русские табак больше нюхали, т. к. считалось, что нюханье табака благотворно влияет на здоровье.
Нюхательный табак держали в табакерках из папье-маше, серебра, золота, дерева, перламутра, черепахового панциря, слоновой кости, фарфора, нефритов, украшенных бриллиантами и эмалью.
Табакерка – это маленькая изящная коробочка, вмещавшая горсточку ароматной пыли – была своего рода символом знатности и богатства и указывала на то, что ее обладатель благороден и обладает эстетическим вкусом.
Особенно были в моде музыкальные табакерки, которые превратились в особый предмет роскоши и престижа — прежде чем понюхать табак, табакерку держали в руках, так чтобы все могли ее хорошенько рассмотреть, потом неспешно открывали, поражая соседей не только тонкими миниатюрами, но и, к примеру, крохотной поющей птичкой, которая выпархивала из недр маленькой коробочки, или танцующей под музыку фигуркой пастушки
Словарная работа
- Сказка В. Ф. Одоевского “Городок в табакерке” была написана более 150 лет назад, поэтому в сказке встречаются слова, которые редко употребляются в нашей речи.
Бюро - письменный стол с конторкой, имеющей несколько небольших ящиков и отделений для хранения бумаг и мелких вещей. Обычно верхняя часть закрывается выдвигающейся гибкой шторкой
Ставни - деревянный затвор на окнах в деревянных домах.
Флюгер- прибор для определения направления и измерения скорости ветра.
Горка- это мебель для посуды.
Тиснёная бумага - сорт бумаги с тисненым узором на поверхности.
Счесть нельзя – сосчитать нельзя.
Одинакие – одинокие.
Учтиво - очень вежливо.
Досадно – обидно.
С сими словами - с этими словами.
Свод – дугообразное покрытие, соединяющее стены, опоры какого-либо сооружения.
Индо – даже.
Опамятоваться – опомниться
Чтение с комментированием
http://www.playing-field.ru/img/2015/052104/3533813
- Чем поразила шкатулка Мишу? (...Какая прекрасная табакерка! пестренькая, из черепахи. А что на крышке-то! Ворота, башенки, домик, другой, третий, четвертый, — и счесть нельзя, и все мал мала меньше, и все золотые; а деревья-то также золотые, а листики на них серебряные; а за деревьями встает солнышко, и от него розовые лучи расходятся по всему небу...)
- Как вы думаете, почему городок назывался Динь-Динь? (... — Это городок Динь-Динь, — отвечал папенька и тронул пружинку… И что же? Вдруг, невидимо где, заиграла музыка...)
-Какое явление продемонстрировал Одоевский, описывая работу шкатулки? Описана смена дня и ночи.
- Почему мальчику хотелось войти в городок? Ему хотелось узнать. Что внутри табакерки, откуда раздаётся музыка?
- Как папа объяснил, почему это невозможно? (...— Мудрено, мой друг: этот городок тебе не по росту...)
- На какие вопросы хотел получить ответы Миша, когда увидел механизм табакерки? (Зачем колокольчики? Зачем молоточки? Зачем валик с крючками?)
- О чём папа строго предупредил мальчика? (Папа предупредил, что нельзя трогать пружинку.)
- Выполнил ли Миша просьбу папы? (Миша тронул пружинку и даже испугался от этого.)
- Отчего родители смеялись над мальчиком?
- А что же произошло во сне, мы сейчас узнаем. Прежде, чем приступить к чтению основной части, посмотрите на слова:
- Колокольчики
- Молоточки
- Валик с крючками
- Пружинка
- Колёса
http://img-fotki.yandex.ru/get/4133/128154535.3b/0_c18fa_448e5a05_XXL.jpeg.jpg
- Сравните их с теми выражениями, которые произносит Миша в конце произведения.
- Мальчик – колокольчик
- Дядька – молоточек
- Царевна Пружинка
- Какого типа этот текст? (Это текст – рассуждение.)
— Динь-динь-динь, — отвечал незнакомец, — я мальчик-колокольчик, житель этого городка. Мы слышали, что вам очень хочется побывать у нас в гостях, и потому решились просить вас сделать нам честь к нам пожаловать. Динь-динь-динь, динь-динь-динь.
Миша долго не мог опамятоваться. Смотрит: та же папенькина комната, та же перед ним табакерка...
Обобщение
Сказка «Городок в табакерке» - история о том, как папа подарил сыну табакерку. Мальчику захотелось узнать как она работает и попасть внутрь маленькой табакерки, чтобы всё там рассмотреть. И вот чудеса! К нему вышел мальчик-колокольчик и пригласил в гости. Внутри табакерки оказался целый городок, всё там было новое и неизвестное. Мальчик многому научился и многое узнал о механизмах, перед тем как проснуться и понять, что это был сон.
Итоги
Познакомились с творческой биографией В.Ф.Одоевского и его произведением «Городок в табакерке». Учились анализировать произведение. Отметили, что сказка помогает помогает понять принцип действия некоторых механизмов на примере музыкальных шкатулок.
ИСТОЧНИК
http://nsportal.ru/sites/default/files/2014/11/22/odoevskiy_gorodok_v_tabakerke.doc
https://www.youtube.com/watch?v=4Qrz1Mv7qKc
https://www.youtube.com/watch?v=kgA1dQ6mnA4
http://ppt4web.ru/uploads/ppt/8/2eaef990f3c40cc21cd628858c99750d.ppt
http://moi-stroki.livejournal.com/66069.html
http://soshinenie.ru/skazka-v-f-odoevskogo-gorodok-v-tabakerke/