1 курс. Литература. А.А. Фет. Поэзия как выражение красоты и идеала. Стихотворения о природе Тема любви в лирике А.А. Фета
1 курс. Литература. А.А. Фет. Поэзия как выражение красоты и идеала. Стихотворения о природе Тема любви в лирике А.А. Фета
Комментарии преподавателя
В творчестве Фета не отразились социальные события, реформа 1861 года, народная жизнь. Николай Гаврилович Чернышевский, отрицая идею «чистого искусства» о поэте высказался так: «Хороший поэт, но пишет пустяки». Да и сам поэт в письме Якову Полонскому о поэтическом творчестве писал: «Поэт есть сумасшедший и никуда не годный человек, лепечущий божественный вздор». Но что же такое – поэзия А.А.Фета: «пустяки», «божественный вздор»? Или поэзия, которая «органично входила в свою эпоху, рождалась ею и связывалась многими нитями с искусством того времени»?
-В судьбе Фета много необычного, порою даже загадочного, что , несомненно, сыграло огромную роль в становлении личности и творчества поэта.
- Рождение А.А. Фета загадочно, ибо известен только год – 1820, а точная дата неизвестна: в октябре или ноябре.
-В 14 лет мальчик узнал, что он незаконнорожденный, поскольку отец и мать обвенчались после его рождения.
- Целью его жизни стало возвращение утраченного звания русского дворянина.
-Носил немецкую фамилию Фет родственников матери, мещан, которые согласились признать ребенка своим.
- В 1838 году он был зачислен в Московский университет на словесное отделение философского факультета, где проучился 6 лет вместо 4, так как учился неважно.
-Студенческие годы провел в доме родителей своего друга – Аполлона Григорьева, будущего известного критика и поэта.
- Стихи стал писать случайно: во время пребывания в погодинском пансионе одному из учителей понадобилось стихотворное сатирическое осмеяние соперникав любви. Фет написал стихи и они подошли к случаю. Заказчик заявил автору: «Вы несомненный поэт и вам надо писать стихи».
- Итогом поэтического творчества юноши стал сборник стихотворений «Лирический пантеон», во многом подражательных, но талантливых.
- В 40-х годах Фет печатал свои стихотворения в журналах «Московитянин» и «Отечественные записки».
-Под стихотворением «Я пришел к тебе с приветом» поэт впервые подписался – А.Фет. Наборщик потерял точечки над «е», и таким образом немецкая фамилия превратилась в псевдоним русского поэта – Фет.
- Желание получить дворянское звание заставило его пойти на военную службу. Служил кавалерийским офицером 13 лет, но желаемого не добился. В эти годы литературой почти не занимался.
- Во время военной службы встретил девушку – Марию Лазич, умную, образованную, тонкую ценительницу поэзии, музыкантшу. Возникло сильное взаимное чувство. Однако от женитьбы уклонился из-за своего полунищенского существования. Они расстались.
- Вскоре Мария Лазич умерла страшной смертью: от неосторожно брошенной спички загорелось ее платье. Возможно, это было самоубийство. Глубокое чувство к ней Фет пронес через всю свою жизнь, до конца дней своих посвящая ей стихи.
- В 1853 году Фет добился перевода в Петербург. Он возвратился в литературный мир, сблизился с И.С. Тургеневым, Н.А. Некрасовым.
- Женился на немолодой дочери богатого купца, взяв хорошее приданное, стал помещиком, купив имение в Орловской губернии. Тургенев вспоминал: «Он теперь сделался агрономом-хозяином до отчаянности, отпустил бороду до чресл…»
- Общественная позиция Фета-монархиста, практическая деятельность Фета-помещика, его далекое от социальных проблем поэтическое творчество стало предметом резких нападок, ибо в стихах «крайняя незначительность содержания».
- Наконец Фет добился признания своих прав на фамилию своего отца, столбового дворянина Шеншина и даже придворного звания камергера.
- В 1877 году Фет переехал в купленную им старинную усадьбу в Курской губернии – Воробьевку, которая стала обителью лирики до конца жизни поэта. Здесь были написаны стихотворения, которые образовали 4 сборника под общим названием «Вечерние огни».
- Загадочна и смерть поэта. Дожив до 72 лет, он хотел кончить самоубийством, а когда прислуга воспрепятствовала этому, умер от разрыва сердца.
-Такова проза жизни поэта. Последние 25 лет Фет увлекался философией Шопенгауэра и находился под сильным ее влиянием.
- Артур Шопенгауэра – немецкий философ, родился в 1788 году, умер в 1860 году. Он сын немецкой писательницы Иоганны Шопенгауэр. Его философия – это философия пессимизма, иллюзорности счастья и неотвратимости страдания и бессмысленности жизни. Были во взглядах Шопенгауэра и созидательные начала: горький стоицизм, этика сострадания, преклонение перед творческим гением художника. Все это было близко Фету, особенно недоверие разуму, иррационализм, моменты фатализма. Он последовательно переносил свое понимание мира на искусство слова, любил повторять, что поэзия и действительность не имеют между собой ничего общего. Следуя за своим любимым философом, он считал, что поэзия не должна иметь никаких целей вне себя, в ней не должно быть никакой логики, внутренней связи.Фет любил парадоксы.
-Из этой угловато сложившейся жизни, из мрачной души, странной системы взглядов на поэзию возникла лирика, которую можно назвать чудом. Бодрая, жизнеутверждающая, светящаяся счастьем жизни, переполненная радостью любви, наслаждением природой, благодарной памятью о прошлом и надеждой на будущее, эта лирика своеобразна и образует одну из величайших вершин русской литературы.
Своеобразие поэзии А.А.Фета.
-Но обратимся к стихотворениям Фета и попробуем провести небольшое исследование, чтобы постараться понять, в чем же состоит своеобразие его поэзии.
Стихотворение из ранней лирики, 1845 года:
Облаком волнистым
Пыль встает вдали,
Конный или пеший –
Не видать не зги!
Вижу: кто-то скачет
На лихом коне.
Друг мой, друг далекий,
Вспомни обо мне!
------------------------------
1.Какая картина рисуется в вашем воображении? (Вид бешеной скачки в необразимой дали куда-то уходящей дороги.)
2.Поэт, как художник, запечатлел один момент из жизни природы и человека. Но что дополняет в картине глагол 1 лица единственного числа «вижу»? (Главный герой – человек, «я», который наблюдает эту скачку, и мы видим картину его глазами.)
3.Какие строчки самые важные в стихотворении? (Увиденная картина ослепила яркой зримостью, заставила думать, вызвала душевное переживание, совсем иной ход мыслей: «Друг мой, друг далекий,
Вспомни обо мне!»)
Давайте сопоставим маленькое стихотворение фета со стихотворением А.С.Пушкина «Осень». Какие темы затрагивает «Осень»?
- Тема свободы внешней и внутренней
- Развитие творческого начала в человеке
- Отношение человека с природой и чувственно-предметным миром и возникающие «думы долгие».
Вывод: Фет как бы из целой панорамы берет один эпизод, чтобы в связи с ним показать «думы долгие». Поэт считал, что сюжет лирического стихотворения не должен выходить «за пределы одноцентрости». Стихотворение построено на скрещивании двух рядов: один ряд – это картина чувственно-предметного (природного) мира, а другой – картина душевного, психологического движения. Т.Е. стихотворение двуплановое. Такое построение является характерной особенностью поэзии Фета, которую он выработал очень рано и которая прошла через все его творчество.
- Поэзия Фета насквозь суггестивна. Суггестия – лат. – внушение. Поэт очень точно умеет передать, навеять свое настроение, состояние, чувство. Сейчас вы послушаете стихотворение позднего Фета. Подумайте, о каком чувстве идет речь, хотя оно не называется.
Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, чтоя молча твержу, Не решусь ни за что намекнуть.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет.
И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной… я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу. 1885
(Прозвучало признание в любви.)
-Это стихотворение вызвало шум в литературных кругах: восторг, растерянность, насмешки. Прежде всего современникам бросилось в глаза отсутствие глаголов. Фет применил прием, который можно сравнить с пуантилизмом замечательного художника Поля Синьяка. (Пуантилизм – манера живописи – мазками в виде точек, относится к неоимпрессионизму .) Художник бросал на полотно множество разноцветных точек. Вблизи они производят впечатление хаоса, но стоит отойти, как перед глазами возникает стройная картина. Так и в стихотворении на первый взгляд есть только хаотический набор звуков и зрительных впечатлений. Малоприметный поэт некрасовской школы Николай Вормс в остроумной пародии показал стихотворение Фета как бессмысленный набор хаотических фраз:
Звуки музыки и трели,
Трели соловья,
И под липами густыми
И она, и я.
И она, и я, и трели,
Небо и луна,
Трели, я, она и небо,
Небо и она.
На самом деле у Фета хаоса нет. И в нашем воображении возникают картины. Какие?
(Вначале - вечер, встреча влюбленных. Затем – ночь, проведенная наедине в упоении любви. Наконец, утро, слезы счастья и расставанья.)
Фет выстроил свое стихотворение на приеме параллелизма, строго выдержал соответствие между миром природы и человека. И хотя нет ни одного глагола, стихотворение насыщено действием.
Источники
http://www.youtube.com/watch?v=f9GGrW2HLgM
http://www.youtube.com/watch?v=wgGh5X3Q1jY
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/10/11/konspekt-uroka-literatury-v-10-klasse-po-teme-poeziya-aafeta
http://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/10/11/konspekt-uroka-literatury-v-10-klasse-po-teme-poeziya-aafeta - конспект
http://ppt4web.ru/literatura/zhizn-i-tvorchestvo-aafeta0.html