4 класс. Чтение. Чудесный мир классики. Антон Павлович Чехов "Мальчики".
4 класс. Чтение. Чудесный мир классики. Антон Павлович Чехов "Мальчики".
Комментарии преподавателя
Чудесный мир классики.
Антон Павлович Чехов «Мальчики».
Введение
Знакомство с жизнью и творчеством писателя.
http://www.anton-chehov.info/assets/images/fotoalbom/chexov-semya/gr1_286.jpg
Антон Павлович Чехов – один из известнейших на весь мир писателей. Родился Антон Павлович Чехов в Таганроге 29 января 1860 года. Дед его был крепостным, выкупившим своё семейство на волю ещё до отмены крепостного права. Отец, Павел Егорович, в 1854 году женился на Евгении Яковлевне Морозовой, матери писателя. А через 3 года открыл самостоятельную торговлю в Таганроге, стал купцом.
Павел Егорович, который был очень талантливым человеком, обладал тяжёлым характером. О детстве Чехов вспоминал с болью: семейные скандалы, долгие сидения в лавке отца, частое пение в церковном хоре, который организовал Павел Егорович. На всю жизнь запомнил Антон чувство обиды, унижения, беспомощности, которое испытывал, когда отец наказывал его. Но Павел Егорович, который сам прошёл тяжёлую школу, искренне верил в то, что детей нужно наказывать, пороть для их же пользы, и говорил: «Меня так же учили, а я, видишь, вышел в люди».
Но было в чеховском детстве и иное: море с любимой рыбалкой, летние поездки в степь, гимназические проделки и развлечения. Но особенно его увлекал театр. Антоша был неистощим на выдумки, да и все братья Чеховы любили шутку, понимали её, умели смеяться; казалось, смех, весёлая, озорная шутка защищали их от всего тяжёлого, что было в их жизни.
Семи лет от роду Чехов был определен в греческую школу, где пробыл два года, а в 1869 году поступает в Таганрогскую гимназию. К сожалению, Павел Егорович оказался неудачливым предпринимателем. Лавка приносила ему одни убытки, строительство нового дома окончательно подорвало бюджет, и разорившийся купец тайно бежал в Москву. Вскоре в Москву переехала вся семья. В Таганроге остались лишь 15-летний Антон и его младший брат Иван, которым надо было окончить гимназию. Дом Чеховых был продан за долги, новый хозяин предложил Антону в нём угол за уроки, которые тот должен был давать его племяннику, Иван переехал жить к тётке.
Так прошло 3 года. Окончив гимназию, юноша уезжает в Москву и застаёт свою семью в тяжелейшем положении. 19-летний Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета. Учится он много, усердно и с большим интересом. Но ему нельзя было только учиться – приходилось зарабатывать деньги, чтобы помогать семье. И вот однажды он решил послать в журнал написанный им очень коротенький и смешной рассказ, который назывался: «Письмо донского помещика к учёному соседу д-ру Фридриху». Конечно, Антон очень волновался, пока пришёл ответ, а ответ был такой: «Совсем недурно. Присланное поместим...»
С тех пор рассказы Чехова стали появляться в развлекательных журналах «Будильник», «Осколки», «Зритель», «Сверчок», «Стрекоза». Подписывал он их не своим именем, а разными псевдонимами, чаще всего «Антоша Чехонте» – прозвище, которое дал ему один из учителей таганрогской гимназии.
В 24 года А. П. Чехов окончил университет и получил диплом врача. На входных дверях чеховской квартиры появилась вывеска: «Доктор А. П. Чехов». Стали приходить больные; практики было много, но половина больных лечилась у Чехова бесплатно – это всё были знакомые или же бедняки, как он сам. Чехов был прекрасным врачом: вдумчивым, терпеливым, добросовестным. Но доктор Чехов не бросал своих литературных занятий; он продолжал писать, и скоро вышел первый сборник рассказов Антоши Чехонте.
Рассказы А. П. Чехова почти всегда короткие. «Умею коротко говорить о длинных вещах», – как-то сказал о себе Чехов, и позже – «Краткость – сестра таланта».
В 1892 году А. П. Чехов переезжает из Москвы в купленное им подмосковное имение Мелихово. «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа…» Здесь он не только принимал больных, участвовал в борьбе с эпидемией холеры, но и строил школы и церкви, организовывал помощь голодающим.
В 1895 году Чехов знакомится с художником Левитаном, которого он считал лучшим русским пейзажистом. Позже это знакомство переросло в тесную дружбу.
\Через несколько лет (1898 г.) в связи с обострением туберкулёза Чехов уезжает в Ялту. А через год, после смерти отца, Мелихово было продано, и писатель проводит в Ялте последние годы жизни, лишь изредка приезжая в Москву. Рядом с ним – мать и сестра Мария. В 1901 году Чехов женится на знаменитой актрисе Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер.
1 мая 1904 года Чехов уезжает из Ялты в Москву, а затем с женой в Германию. В Германии (г. Баденвейлер) 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов умер на руках жены. Тело писателя было доставлено в Москву, он похоронен на Новодевичьем кладбище.
Что вы можете сказать о судьбе писателя? Какой была его жизнь? (тяжёлой)
Почему? (потому что ему приходилось трудиться в лавке отца, его отец был суровым человеком и т.д.)
Что было хорошего в его жизни? (был врачом, печатался в журналах, получил хорошее образование)
Кем он стал? (писателем, врачом )
Чтение с комментированием
http://passmemo.com/img/56aba0e97abcf.jpeg
Дневник гимназиста в 19 веке.
Удивительное дело - в этой книжице для оценок выделена не одна как в современном варианте, а три! Оказывается, в первой ученик сам ставил себе балл за подготовку к уроку, во второй — сосед по парте и лишь в третьей учитель. Форма гимназистов имела полувоенный характер. Сходные по фасону шинели и гимнастерки отличались цветом, кантами, также пуговицами и эмблемами, а головы покрывали светло-синие фуражки с черным козырьком. В холода надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри либо башлык (капюшон) из верблюжьей шерсти.
Форма гимназистов состояла из суконной гимнастерки синего цвета (ткань темнее, чем на фуражке) с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясан черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой. Брюки черные, без канта, ботинки — черные, на шнуровке.
Постоянным спутником гимназистов был ранец. Он был из черной кожи, крышка обшита тюленьим мехом серо-зеленого цвета. В старших классах книги и тетради носили без ранца, крест-накрест перетянутые двумя кожаными ремешками. Упаси Бог, если ученик забывал ранец дома — надзиратели его строго наказывали. Невероятное восхищение одноклассников вызывал гимназист, который приходил на занятия без ранца и при этом мог выпутаться из ситуации.
Мальчикам строго запрещалось носить разные по цвету предметы костюма, например, серую блузу и черные брюки. Костюм должен был быть только черного и никакого другого цвета. Однако тот, кто осмеливался одеться в разную цветовую гамму, считался среди товарищей взрослым и самостоятельным на это решались лишь старшеклассники. Все обмундирование обычно покупалось на вырост, у первоклассника часто шинель волочилась по земле, из рукавов не было видно пальцев, тужурка доходила чуть до колен. В семьях, как правило, одежда переходила от старшего брата к младшему.
Малейшие нарушения расстегнутый воротник, плохо пришитые или неначищенные пуговицы, наброшенная на плечи шинель, отсутствие ранца — сурово преследовались учителями и надзирателями. Наказанием было лишение обеда, жалобы родителям и снижение оценок по поведению.
http://www.xxlbook.ru/imgh1700371.png
Все смешалось в один сплошной радостный звук, продолжавшийся минуты две. Когда первый порыв радости прошел, Королевы заметили, что, кроме Володи, в передней находился еще один маленький человечек, окутанный в платки, шали и башлыки и покрытый инеем; он неподвижно стоял в углу в тени, бросаемой большою лисьей шубой.
- Володичка, а это же кто? - спросила шепотом мать.
- Ах! - спохватился Володя. - Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса... Я привез его с собой погостить у нас.
http://www.cellc.ru/images/stories/chexov/il41.jpg
Чечевицын весь день сторонился девочек и глядел на них исподлобья. После вечернего чая случилось, что его минут на пять оставили одного с девочками. Неловко было молчать. Он сурово кашлянул, потер правой ладонью левую руку, поглядел угрюмо на Катю и спросил:
- Вы читали Майн-Рида?
Какими трудностями пугает Володю Чечевицын? Что они встретят в Америке?
(Пройти пешком несколько километров, встретится с тиграми и дикарями, добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступить в морские разбойники, пить джин, жениться на красавицах и обрабатывать плантации.)
Что приготовили в дорогу наши путешественники ? (Пистолеты, два ножа, сухари, увеличительное стекло, компас и четыре рубля денег).
Добрались ли мальчики до Америки? Где их задержали? (их задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и спрашивали порох))
В центре этого рассказа романтическая затея – бегство в Америку. Мальчики тщательно продумали маршрут путешествия, все подготовили в дорогу. Но как ни увлечен Володя планом побега, перед самым уходом из родительского дома он заплакал. Но не потому, что испугался трудностей?
Как вы думаете, почему Володя не хочет уезжать? (Он очень любит свою маму, всю семью и не хочет их огорчать.)
Рассказ юмористический. Какие эпизоды, детали рассказа вызвали у вас добродушный смех? (Смешные прозвища героев, отец Володи путает фамилию Чечевицына; мальчики, собираясь в Америку, рассматривают карту Азии.)
Что общего между Володей и Чечевицыным ? (Володя и Чечевицын такие разные и в тоже время они так похожи своими идеями )
Таким образом сделайте вывод чему нас учит это произведение? ( Путешествие это конечно хорошая идея, но нельзя самостоятельно без родителей, являясь ещё детьми отправиться в путешествие. Ведь уходя из дома ребёнка поджидают много опасностей и трудностей.)
Итоги
Познакомились с биографией и творчеством великого русского драматурга Антона Павловича Чехова и его рассказом «Мальчики». Учились раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста.
ИСТОЧНИК
http://proteacher.ru/2015/01/10/otkrytyy_urok_Chehov_1420897018_88695.docx
https://www.youtube.com/watch?v=1DOTQ7bYkNA
https://ds02.infourok.ru/uploads/doc/086c/000119db-6fd3e47b.pptx
http://boombob.ru/img/picture/Aug/30/ae163bc9e7d371f50ebaed51aac5604a/1.jpg
http://passmemo.com/img/56aba0e97abcf.jpeg
https://briefly.ru/chehov/malchiki/