1 курс. Литература. Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество
1 курс. Литература. Н.Г.Чернышевский. Жизнь и творчество
Комментарии преподавателя
«Отцы и дети» – это попытка Тургенева продолжить лермонтовскую мысль. Он попытался среди своих современников найти отцов, но не нашел. Тургенев чувствовал себя на полпути от Лермонтова к следующему поколению. Чернышевский уже принадлежал этому новому поколению, он отвечает за детей и показывает, что Тургенев оклеветал этих детей из самых добрых побуждений. Тургенев весьма благосклонно относился к детям и их другу Базарову, новому человеку, но Чернышевский не согласен с трактовкой Тургенева, вынужденного похоронить Базарова. В семейной жизни у этих людей также ничего не получается, как не получалось у Онегина, который оказался сломлен любовным треугольником: та Татьяна, которую он полюбил, оказалась замужем. Это трагедия, о которой Пушкин молчит. Вспомним также трагедию Печорина, который оказался один, трагедию героя Герцена, не сумевшего разрушить семейный покой женщины, которую он любил. И в результате, несчастными оказались все: и она, и ее муж, и герой. Тургенев не нашел иного способа, как похоронить героя. Базаров умер, заразившись на вскрытии трупным ядом. С такой символической смертью как раз и не согласен Чернышевский. Во-первых, он находит выход из любовного треугольника. Роман начинается детективной историей о ложном самоубийстве, которое читателю, в отличие от полиции, удается разгадать вмиг. Инсценировка самоубийства, чтобы скрыться человеку, стала разрешением любовной драмы (впервые в русской литературе). Во-вторых, герой у Чернышевского оказывается способным сделать то, чего не могли сделать до него все другие герои в русской литературе. Пушкин делает Онегина учителем жизни, который поучает других, а совладать с собой не может. Герой Тургенева хвастается, что он справился с этой задачей: «Всякий человек воспитать себя должен, вот как я, например», – говорит Базаров. В романе Чернышевского появляется особенный человек, который не только говорит, но строит свою жизнь так, как он считает нужным. Впоследствии появилось выражение, которое пришло к нам из американской литературы: «человек, который сам себя сделал». Тем не менее, в русской литературе Чернышевский первым изобразил такого человека, а ответ на вопрос «что делать?» оказывался прозрачным и очевидным.
Но остается непонятным, каким образом Чернышевскому удалось обмануть цензуру и провести свой роман в печать. Роман пропагандистский, революционный, о человеке, который подпольно занимается политической деятельностью. Объяснение простое: в первых главах романа автор ловко манипулирует сознанием читателя. Его роман вызывает такое стойкое отвращение у врагов, что они уверены: роман Чернышевского дискредитирует и автора, и само произведение. Поэтому цензоры соглашаются печатать этот «ужасный» роман. Но читатель-единомышленник очень хорошо и правильно понимает роман. Такая игра с читателем и его двояким восприятием и стала тем новым, что внес Чернышевский в русскую литературу. Писатель не только ответил на вопрос «что делать?», но и показал, как это сделать.
Когда мы говорим о том, что все русские романы представляют собой части одного большого романа, который издавался в разных русских журналах ХІХ века и являлся многотомной эпопеей о русской жизни, о жизни поколений, о судьбах отдельных людей и судьбе страны, складывавшейся из этих отдельных судеб, то мы должны понимать, что есть определенные «скобочки», которые скрепляют эти части. Их можно назвать общими темами: тема любви, семьи, самореализации. Но есть и маленькие «скобки», которые мы назовем мотивами.
Мотив – это простейшая составная часть сюжета, это часть темы, которая выражается одним словом.
Это как в музыке: есть мелодия, а есть мотив – несколько повторяющихся нот, которые напоминают слушателю те переживания, которые уже прошли. Чередование одних и тех же мотивов скрепляет литературное произведение и делает его целостным. Практически все русские писатели до середины ХХ века знали, например, Библию, которая входила в круг образования людей. И все писатели знали библейские мотивы, перекочевавшие потом в их книги. Например, мотив Екклесиаста: «Суета сует» (Библия, книга Екклесиаста, глава 12, стих 8). За этими двумя словами стоит символ бессмысленности человеческого существования. Так же и для писателей ХІХ века теми «скобками», которые держали и соединяли их романы, были определенные мотивы, с помощью которых они постоянно намекали и подсказывали своим читателям, напоминая им о каких-то общеизвестных обстоятельствах. Проблема в том, что теперь, спустя годы, нам непонятны эти намеки.
Таким образом, Чернышевский в своем романе намекает на связь своего героя с героями предыдущих романов. Его особенный человек носит фамилию Рахметов, которая отдаленно напоминает придуманную Тургеневым фамилию Базаров. Эти фамилии напоминают друг друга своим тюркским происхождением, а значит, предки этих героев не были русскими людьми. Поэтому принципиально то, что та жизнь, которую описывает и Тургенев, и Чернышевский, впитала в себя слои совсем другого происхождения людей, которые до недавнего времени были пришлыми, а теперь оказались своими. И подобного рода намеками пронизаны все романы ХІХ века.
Источники
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/10-klass/n-g-chernyshevskiy/n-g-chernyshevskiy-roman-chto-delat?seconds=0
http://www.youtube.com/watch?v=-XJI89ZdRno
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.