4 класс. Чтение. Природа и мы. Михаил Михайлович Пришвин "Выскочка".

4 класс. Чтение. Природа и мы. Михаил Михайлович Пришвин "Выскочка".

Комментарии преподавателя

Природа и мы.

Михаил Михайлович Пришвин "Выскочка".

Введение

-Узнай птицу по описанию, возможно, она станет героем произведения, которое мы сегодня будем изучать

У птицы есть прозвище  - белобока. По бокам перышки у неё белые, а голова,  крылья и хвост чёрные. Очень красив у птицы хвост- длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём  не просто чёрные , а с красным зеленоватым отливом. Птица эта осторожна. Она видит хорошо и слышит неплохо. К тому же она обычно громко стрекочет.

Всем известна её привычка, красть и прятать блестящие предметы. В народе её называют стрекотунья, трещотка, сплетница, воровка, разбойница

         https://fs00.infourok.ru/images/doc/119/140343/hello_html_m792371f2.jpg

Знакомство с биографией М.М. Пришвина

                        http://1abzac.ru/wp-content/uploads/

Поговорим о жизни и творчестве М.М. Пришвина

М. Пришвин родился в1873 в имении Хрущёво в Орловской губернии, провел здесь свое детство. Он получил хорошее образование. Работал агрономом, в течение нескольких лет был сельским учителем, библиотекарем. Писать М. Пришвин начал в 30 лет. К этому времени у него было накоплено много разных впечатлений.

В родных местах открывалась будущему писателю красота русских лесов и полей, музыка родного языка. С детства Пришвин научился понимать многие тайны природы. «Я научился пониманию, что все птицы разные, и зайцы, и кузнечики, и все животные существа тоже, как люди, между собой отличаются, » - говорил Пришвин.

Михаил Михайлович был уже очень старым человеком, а всё равно мог уйти далеко в лес и бродить там с утра до вечера с корзинкой для грибов, то с ружьём и охотничьей собакой и уж непременно со своей записной книжкой.У писателя было очень ценное качество: каждый раз он открывал для себя что-то новое в природе и умел передавать свои чувства читателям  Он воспевал красоту природы в своих произведениях. Михаил Михайлович  Пришвин утверждал, что мир полон чудес, что они совершаются везде и всюду.. В рассказах «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дятел», «Последние грибы», «Гости» писатель раскрывает эти чудеса перед нами.
В своих рассказах Пришвин рассказывает о животных, их повадках, поведении Они помогают познавать мир. Когда читаешь рассказы Пришвина, тебе кажется, что писатель взял тебя за руку и повёл за собой. Ты увидишь, словно своими глазами, всё, о чём в них написано, научишься ещё лучше любить и понимать природу. Она станет и твоим другом. А когда у человека есть настоящий друг, он становится умнее и добрее Этого человека по праву можно назвать  «Певцом природы» Произведения Пришвина учат понимать и беречь родную природу

Чтение с комментированием

-Кого в жизни люди называют выскочкой? (человек, который стремиться показать себя лучше, чем он есть на самом деле и что он лучше других; человек, который все время перебивает; человек , который не даёт высказаться или сказать что-то другим; хочет , чтобы всегда и везде слушали только его)

-Давайте обратимся к «Толковому словарю» Ожегова

Как там раскрыто значение этого слова?

-Выскочка – это человек, который выдвинулся(отличился, стал заметным, известным) слишком быстро или занял видное общественное положение не по заслугам (  «Толковый словарь», Ожегов)

Словарная работа

Бдительностьвнимательность, настороженность

Срам-  стыд и позор

Радужный - разноцветный

Выводокптенцы, выведенные одной матерью( птицей)

Поскакала –дуромдвигалась странно

С заскоком и пыльцой в голове- крайность, странность в поведении

На свой страх и риск - действовать полностью на свою ответственность

Улучила моментнашла подходящее время

- Кто является героем? Как у собаки появилась такая кличка? (Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам с берегов Бии, и в честь этой сибирской реки так и назвали мы ее Бией. Но скоро эта Бия почему-то у нас превратилась в Бьюшку, Бьюшку все стали звать Вьюшкой.)

Как можно было узнать, что Вьюшка встревожена? (Вьюшка развернула колечко своего хвоста и опустила его вниз поленом. Это у нее означало тревогу и начало бдительности, необходимой для защиты...)

Что случилось? Ребята , ведь это была охотничья собака, как это могло произойти, что сороки у неё утащили кость? (...Тогда, откуда ни возьмись, сороки: скок, скок! – и к самому носу собаки. Когда же Вьюшка повернула голову к одной – хвать! другая сорока с другой стороны хвать! – и унесла косточку...)

Про кого говорит автор - в семье не без урода? Как понимаете крылатое выражение? Как повела себя Выскочка? (...Говорят, что в семье не без урода, то же оказалось и в сорочьей семье. Из семи сорок одна вышла не то чтобы совсем глупенькая, а как-то с заскоком и с пыльцой в голове. Вот сейчас то же было: все шесть сорок повели правильное наступление, большим полукругом, поглядывая друг на друга, и только одна Выскочка поскакала дуром...)

Удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку, как дальше будут развиваться события? Что же произошло между героями? (...Вьюшка, однако, замысел Выскочки хорошо поняла и не только не бросилась на нее, но, заметив Выскочку косым глазом, освободила кость и поглядела в противоположную сторону, где правильным полукругом, как бы нехотя – скок! и подумают – наступали шесть умных сорок...)

-Как вы думаете какое чувство испытывала Выскочка, когда осталась без хвоста: гордости или стыда?

- Как отнеслись к этому её сородичи ( С осуждением, посмеялись над ней - нет в сорочьем быту большего срама, как лишиться сороке хвоста).

-Почему другие сороки стали срамить Выскочку? (...нет в сорочьем быту большего сраму, как лишиться сороке хвоста...)

-Какое чувство вызвала у вас сорока? (чувства насмешки, сострадания)

-К какому жанру относится это произведение? (рассказ)

-Какой это рассказ художественный или научно-познавательный ( художественный, так как в рассказе автор передаёт мысли, чувства к героям, а  не передаётся информация)

-О чем или о ком этот рассказ, тема рассказа, о ком рассказывает автор? (описывает повадки животных, поведение)

Почему интересно читать это произведение? (автор использует прием наделения животных качеством человека )

-Ответь на вопрос : можно ли сравнивать поведение животных с поведением человека?

 Состояние природы прослеживается в состоянии человека

Сам Пришвин говорил: «Я ведь,  друзья мои пишу о природе, сам же только о людях и  думаю»

Описание Вьюшки

(Веселая собачка, охотничья собака- эпитеты; ушки как рожки, хвостик колечком, зубки как чеснок, хвост поленом)

      http://900igr.net/datai/literatura/Mikhail-Prishvin/0003-003-Mikhail-Prishvin.png

Описание сороки до происшествия

С заскоком,  в семье не без урода - крылатое выражение.

С пыльцой в голове - метафора

Поскакала дуром  - быстро, не подумав

Хвост радужный, блестящая, проворная - эпитеты

Воровка яиц – метафора

Описание сороки после схватки

Видел ли кто-нибудь сороку без хвоста? Трудно даже вообразить, во что превращается эта блестящая пестрая и проворная воровка яиц, если ей оборвать хвост. Бывает, деревенские озорные мальчишки поймают слепня, воткнут соломинку и пустят эту крупную сильную муху лететь с таким длинным хвостом, – гадость ужасная! Ну, так вот, это муха с хвостом, а тут – сорока без хвоста; кто удивился мухе с хвостом, еще больше удивится сороке без хвоста. Ничего сорочьего не остается тогда в этой птице, и ни за что в ней не узнаешь не только сороку, а и какую-нибудь птицу: это просто шарик пестрый с головкой.

-С каким чувством рассказывает писатель о Выскочке в этом эпизоде (  с сожалением, юмором, иронией, смеётся на дней)

-Какой художественный приём автор использует ?  (ирония)

Найдите глаголы и выражения, как сорока воровала кость

(улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль)

А сколько, времени ей не хватило, чтобы утащить кость? (...еще одно мгновение, чтобы подняться на воздух, только бы одно мгновеньишко...)

                     http://images.myshared.ru/7/801449/slide_13.jpg

Какая она была до схватки? (заносчивая, гордая, храбрая, легкомысленная, вертлявая, неосторожная, )

После схватки- жалкая, общипанная , без хвоста

Самый напряженный момент в рассказе называется кульминацией

Прочитать эпизод, как сорока пошла на воровство.

-Как вы думаете понравилось ли это сородичам? (они были недовольны , возмущены, им было досадно)

 А как ответила им сорока, с каким настроением? (Задиристо, хвастливо)

Обобщение

-Чему мы научились, прочитав это произведение (не надо гордиться, зазнаваться, а то можно попасть  впросак, не надо быть выскочкой)

 «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе - вода, птице воздух, зверю лес, степи, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Итоги

Расширили знания  о творчестве М Пришвина. Познакомились с его с рассказом «Выскочка». Учились  анализировать содержание произведения,  определять главную мысль рассказа,  внимание к авторскому слову, умение выделять главное, обобщать, систематизировать , делать выводы.

ИСТОЧНИК

http://proteacher.ru/2015/03/04/Urok_literaturnogo_chteniya_1425466182_107051.doc

https://www.youtube.com/watch?v=f1FrmCk2N-w

http://images.myshared.ru/7/801449/slide_13.jpg

http://cdndl.zaycev.net/113371/1972868/betkhoven_-_allegretto_(zaycev.net).mp3

http://reshebniki.info/shkolnikam/literatura/materialy-k-uroku/kratkaja-biografija-m-m-prishvina-dlja-detei.html

http://download.myshared.ru/VVdnQnUeK5AXaHKuVFf2Tw/1463766192/801449.ppt

 

 

 

Файлы