4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Борис Леонидович Пастернак "Золотая осень". Сергей Антонович Клычков "Весна в лесу".
4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Борис Леонидович Пастернак "Золотая осень". Сергей Антонович Клычков "Весна в лесу".
Комментарии преподавателя
Поэтическая тетрадь.
Борис Леонидович Пастернак "Золотая осень".
Введение
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса…
- Какое время года так любил А.С.Пушкин? (осень)
-Осень – это удивительная пора. Яркие: жёлтые, золотые, алые краски. Шелест листьев под ногами. Запах грибов и дождя. Но осень это и пора увядания, прощания природы до весны. Осень очень любили и часто изображали на своих полотнах живописцы. Посмотрите, как увидели это время русские художники.
- Увидеть и рассмотреть осень, услышать её звуки, уловить запахи, насладиться разнообразием её красок, помогает нам искусство: живопись, музыка, литература и, прежде всего поэзия.
- Мы знаем, насколько образно, можно рисовать словами, сколько оттенков можно передать ими, какой богатой и насыщенной может быть мелодия стихотворения. Поэт – художник слова, волшебник слова.
http://avdeevkalib.ru/imagis/o-lyubvi-boris-pasternak-82121-large.png
Родился Борис Пастернак в Москве, в семье известного художника. После окончания гимназии в 1909 поступил на историко-филологический факультет Московского университета. Серьёзно увлёкся философией. Для совершенствования философских знаний в 1912 семестр проучился в Марбургском университете в Германии. В 1913 возвратился в Москву.
Благодаря близкому другу семьи, композитору Скрябину, именно музыка оказала наибольшее влияние на будущее творчество Пастернака.
В 1903 году юноша упал с лошади и сломал ногу. Из-за этого Пастернак на всю жизнь остался хромым, хотя и скрывал как мог своё увечье.
Современники описывают Пастернака как человека скромного, по-детски доверчивого и наивного. Его отличала грамотная, правильно поставленная речь, богатая интересными оборотами и афоризмами.
Поэт искренне восхищается красотой окружающего мира, рисуя его наполненным эмоциями и чувствами, делая живым.
Значимое место в творчестве уделено теме образа поэта и поэзии в целом. Пастернак считал, что творческий человек должен служить высокому искусству, а не использовать его для получения славы.
- Б.Л.Пастернак не писал стихи для детей. Поэтому в этом тексте есть слова, которые вам будет трудно прочесть самостоятельно.
Словарная работа
Лик (устар.) – лицо человека.
Чертог (устар.) – пышное великолепное помещение или здание, дворец.
Просека- дорога, узкая полоса в лесу, очищенная от деревьев.
Флигель – пристройка сбоку главного здания.
Каталог – составляемый в определённом порядке перечень каких-нибудь однородных предметов.
Чтение с комментированием
http://boombob.ru/img/picture/Jul/09/b144090bf2ecf04cbdd4b2ae4eebc114/2.jpg
1 строфа.
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
- Почему автор сравнивает осень с дворцом? (Осенью листья на деревьях жёлтые, словно золотые. И внутреннее убранство дворца украшено позолотой)
- Всем ли открыт этот дворец для обзора? (Всем)
- Что такое просеки? (Очищенная от деревьев узкая полоса земли в лесу, предназначенная для дороги, для обозначения какой-нибудь границы. )
- На что похожи озёра, если в них можно заглядеться? ( На зеркала в прихожей)
- С какой интонацией будем читать эту строфу? (Спокойно, загадочно, словно мы попадаем в сказку)
2 строфа.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
- Чем заполнены залы дворца? (картинами)
- Что изображено на картинах? (деревья)
- Кого мы можем встретить во дворце? (вязы, ясени, осины)
3 строфа.
Липы обруч золотой –
Как венец на новобрачной.
Лик берёзы – под фатой
Подвенечной и прозрачной.
- С кем сравнивает поэт липу и берёзу? ( с девушками – невестами)
- Как называется этот приём в литературе? (олицетворение)
- Что надето на липе? (обруч золотой)
-Почему его сравнивают с венцом для новобрачной?
- Венец – корона возлагаемая на вступающих в брак при церковном обряде венчания. (показ фотографии венца)
http://fiesta.cdi24.ru/pictures/130426161755.jpg
- В каком наряде берёза? (в фате)
- Почему фата на ней прозрачная? (листьев на деревьях мало, их количество уменьшается с каждым порывом ветра)
4 строфа.
Погребённая земля
Под листвой в канавах, ямах.
- Как понимаете слово «погребённая»? (похоронена, присыпана землёй)
- А чем присыпана земля? (опавшей листвой)
Чтение 3 и 4 строки.
В жёлтых клёнах флигеля
Словно в золочёных рамах.
- С чем сравниваются клёны? (с золочёными рамами)
- Какие эпитеты подобрал поэт, чтобы передать красоту клёнов? (жёлтых, золочёных)
5 строфа.
Где деревья в серебре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
- Что такое закат? (Закат или заход Солнца — исчезновение светила под горизонтом. Заход Солнца часто более яркий, чем восход и с более яркими красными и оранжевыми оттенками.)
- Видели ли вы янтарь?
Янтарь - солнечный камень. http://s008.radikal.ru/i306/1106/b8/3d444b1b94d0.jpg
- Почему Пастернак использует эпитет «янтарный» по отношению к слову след? (закат отражает на коре деревьев краски осени)
6 строфа.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
- Какие звуки мы можем услышать, гуляя в осеннем лесу?
- Прочтите вслух 3 строку, выделяя голосом звук [ш]. Услышали, как шелестят листья?
- Найдите слова «лист древесный» в тексте. Об одном каком-то листе говорит автор? (нет, это собирательный образ, говоря «лист древесный», поэт имеет в виду все листья)
7 строфа.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишнёвый клей
Застывает в виде сгустка.
- Что ещё можно услышать в осеннем лесу? (эхо)
- С чем сравнивает автор зарю? (с вишнёвым клеем)
Перед чтением 8 строфы.
- Посмотрите, какие эпитеты использовал поэт при описании осени.(золотой, золочённых, жёлтых, янтарный, вишнёвый)
- Что станет с этой красотой через некоторое время, когда наступит зима?
- Этот период подходит к концу, заканчивается и наше стихотворение. Прочтём последнюю строфу.
8 строфа.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
- С чем сравнивает осень Пастернак? (с древним уголком)
- Когда бывает так, что старые ненужные вещи дороги их хозяину? (ему дороги воспоминания, связанные с ними)
- Так и старые листья, которые опали, они не нужны, но воспоминания об их красках, золоте дороги. Они будут согревать душу долгими зимними вечерами. Ведь не зря поэт называет их сокровищами.
Обобщение
Борис Леонидович Пастернака глубоко понимал мир природы, умел донести до читателя звуки и краски осеннего леса, которые он сам увидел и услышал. С красками и музыкой он был знаком с детства, ведь его отец был художником, а мама пианисткой. Сам поэт был очень разносторонним человеком: писал музыку, в совершенстве владел несколькими языками. А за свою писательскую деятельность Борис Пастернак получил почетную Нобелевскую премию.
Итоги
Познакомились с биографией и творчеством Бориса Пастернака. Читали и анализировали его стихотворение «Золотая осень».Учились находить и использовать литературоведческие понятия (сравнение, олицетворение, эпитет).
Работали с заглавием произведения, соотносили заглавие с содержанием текста и иллюстрацией, находили в стихотворном тексте слова и выражения, которые использовал автор для описания картин природы.
ИСТОЧНИК
http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/10/29/urok_literaturnogo_chteniya_b.pasternak_zolotaya_osen.docx
http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/10/29/prilozhenie_k_uroku_b.pasternak_zolotaya_osen.docx
https://www.youtube.com/watch?v=pkOqGIGSq7A
http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/12/10/pasternak.pps
http://pishi-stihi.ru/zolotaya-osen-b-pasternak.html
http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/12/10/pasternak.pps