4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Сергей Александрович Есенин "Лебёдушка ".
4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Сергей Александрович Есенин "Лебёдушка ".
Комментарии преподавателя
Поэтическая тетрадь.
Сергей Александрович Есенин "Лебёдушка ".
Введение
-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С.А.Есенина.
http://mump3.ru/uploads/images/l/u/d/ludmila_zikina_slishish_mchatsja_sani_g_ponomarenko_s_esenin.jpg
Он так любил, что мы забыть не в силах
Тоску поэта, радость и печаль,
Ведь главная любовь его - Россия -
Земля добра и голубая даль.
И в дом его со ставнями резными
По-прежнему мы входим не дыша.
Сергей Есенин - то не просто имя, -
России стихотворная душа…
Душа поэта – тонкая струна,
Дотронешься – и зазвучит она!
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть.
- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.
Родители Есенина были бедные крестьяне.
У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.
Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.
В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни. Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.
Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года. И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.
- Какие стихи Есенина вы знаете? («Черёмуха», «Белая берёза», «Пороша»).
- О чем эти стихи? (Поэт пишет о красоте родной природы, о душевном состоянии человека).
-Основная тема творчества Есенина – тема Родины. Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Всё – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.
Чтение с комментированием
http://fb.ru/misc/i/gallery/15252/739174.jpg
-Что интересного вы знаете о лебедях?
https://fs00.infourok.ru/images/doc/299/298392/4/img20.jpg
- Лебедь – величавая и грациозная птица, символ чистоты, благородства, верности.
- В каком произведении встречались с этой птицей? (Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»).
- Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке, чему научиться? ( Научиться читать выразительно это стихотворение, узнать, зачем поэт написал это стихотворение).
- Какое настроение, какие чувства вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас? ( Чувство грусти, печали, горести, страха и восхищения).
- Кто главные герои стихотворения?
- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)
http://ne-kurim.ru/forum/attachments/mother-swan-cygnets-large-jpg.27844/
Словарная работа
- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;
- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным течением;
- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;
- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;
- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;
- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;
- трава шелковая – нежная;
- цветы лазоревые - светло-синий тон;
- волны пряные - издающие запах;
- Как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (Для описания природы. У автора природа живая. Камыши, роса, зоря, как живые существа).
- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.
Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.
- А теперь давайте почитаем это стихотворение по 2 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.
- зорюшка рассыпала,
- сосны наряжали,
- камыши шепталися,
- перешёптывались лилии,
- цветы улыбались.
-Где можно встретить такие выражения? (В сказках, былинах).
-Поэзия С.Есенина очень близка к фольклору, к произведениям устного народного творчества.
- Прочитайте отрывок, где надвигается беда.
Но не чуяла лебедушка,
Не видала оком доблестным,
Что от солнца золотистого
Надвигалась туча черная -
Молодой орел под облаком
Расправлял крыло могучее
И бросал глазами молнии
На равнину бесконечную.
- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей.
Встрепенулася лебедушка,
Закричала лебежатушкам,
Собралися детки малые
И под крылья схоронилися.
А орел, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся,
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую.
Распустила крылья белые
Белоснежная лебедушка
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек.
Побежали детки к озеру,
Понеслись в густые заросли,
- Могла ли она спастись от смерти?
- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)
- О чём говорит поступок матери – лебеди?
(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей. Она их любит, дети -частичка её самой).
- Такой поступок называется самопожертвованием.
- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.
-Лирика Есенина очень живописна. Большое значение имеет описание цвета Зеленый - слияние человека и природы.
Синий - цвет неба, реки.
Красный – цвет радости, юности.
Белый (цвет лебеди) – чистота, нежность и предчувствие неизбежности.
- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.
http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/115/316/115316200_3167468FhImFOK.jpg
Орел атакует. http://crosti.ru/patterns/00/0b/0b/90d50ffe84/preview.jpg
-Поделитесь своими чувствами от прочитанного стихотворения? Что поразило вас в нем? (Потрясла смерть Лебёдушки, умерло живое, часть природы. Мы все являемся частью природы, умирает природа, значит чего-то лишается человечество).
-Что хотел сказать нам автор стихотворения? (Нужно бережно хранить всё, что окружает нас, не быть равнодушными, любить близких, ценить материнскую заботу, любить природу, любить Родину, учиться сопереживать, сострадать) .
Итоги
Продолжили знакомство с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Читали и анализировали его стихотворение «Лебёдушка», в котором поэт рассказывает о мире живой природы, его радостях и трагедиях. Отметили, что из финала произведения становится видно, как поэт относится к лебедушке. Она для него - воплощение бесконечной любви и нежности материнства
ИСТОЧНИК
http://proteacher.ru/2015/03/24/urok_literatury_4_kl_SEsenin_Lebedushka_1427189757_70251.docx
https://www.youtube.com/watch?v=unx6be8VQmE
http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/02/19/esenin.ppt
http://fb.ru/article/181961/proizvedenie-esenina-lebedushka-kak-poet-otnositsya-k-lebedushke