4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Сергей Александрович Есенин "Лебёдушка ".

4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Сергей Александрович Есенин "Лебёдушка ".

Комментарии преподавателя

Поэтическая тетрадь.

Сергей Александрович Есенин "Лебёдушка ".

Введение

-Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством С.А.Есенина.

http://mump3.ru/uploads/images/l/u/d/ludmila_zikina_slishish_mchatsja_sani_g_ponomarenko_s_esenin.jpg

Он так любил, что мы забыть не в силах

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его - Россия -

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По-прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин - то не просто имя, -

России стихотворная душа…

Душа поэта – тонкая струна, 
Дотронешься – и зазвучит она! 
И мир Есенина нам предстоит постигнуть,
В секреты слова красоты проникнуть
.

- С.А.Есенин родился в Рязанской губернии, в селе Константиново 21 сентября 1895 года. Это было тихое, чистое, утопающее в садах село. Раздольные красивые заливные луга.

Родители Есенина были бедные крестьяне.

У Есенина было две младшие сестры: Екатерина и Александра.

Когда мальчику исполнилось 2 года, они отдали его на воспитание в зажиточную семью деда по матери. Среди мальчишек он всегда был большим драчуном и ходил всегда в царапинах. Целые дни проводил на природе. Любил поля, луга своего родного села, радовался и белой березке, и душистой черемухе, любил цветы, животных.

В зимние вечера любил слушать бабушкины сказки, народные песни. Хотелось ему и самому сочинять. Свои первые стихи он сочинил в 9 лет. Школу окончил с Похвальной грамотой. Родители хотели, чтобы он был учителем, но Есенин не хотел и уехал в Москву, когда ему исполнилось 17 лет. Первые стихи появились в 19 лет. А в 21 год вышла первая книга его стихов.

Есенин трагически погиб 28 декабря 1925 года. И был похоронен 31 декабря 1925 года в Москве на Ваганьковском кладбище.

 

- Какие стихи Есенина вы знаете? («Черёмуха», «Белая берёза», «Пороша»).

- О чем эти стихи? (Поэт пишет о красоте родной природы, о душевном состоянии человека).

-Основная тема творчества Есенина – тема Родины.  Родина для него – это его деревня, мир большой природы, мир разнообразных и глубоких человеческих переживаний, чувств. В этом мире живет своей самостоятельной жизнью каждая росинка, каждый стебелек. Они грустят и радуются, засыпают и пробуждаются, надеются и верят. Всё – и деревья, и растения, цветы и птицы, земля и небо – живет в этом мире одухотворенной таинственной жизнью.

Чтение с комментированием

как поэт относится к лебедушке

                            http://fb.ru/misc/i/gallery/15252/739174.jpg

-Что интересного вы знаете о лебедях?

             https://fs00.infourok.ru/images/doc/299/298392/4/img20.jpg

- Лебедь – величавая и грациозная птица, символ чистоты, благородства, верности.

- В каком произведении встречались с этой птицей? (Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»).

- Что бы вы хотели сегодня узнать на уроке, чему научиться? ( Научиться читать выразительно это стихотворение, узнать, зачем поэт написал это стихотворение).

- Какое настроение, какие чувства  вызвало у вас это стихотворение? Взволновало ли оно вас? ( Чувство грусти, печали, горести, страха и восхищения).

- Кто главные герои стихотворения? 

- Он называет их лебёдушка, лебежатушки. О чём это говорит? (Называет их ласково, с любовью.)

 

       http://ne-kurim.ru/forum/attachments/mother-swan-cygnets-large-jpg.27844/

Словарная работа

- гладь зеркальная - водная поверхность прозрачная, как в зеркале;

- тихая заводь - небольшой залив в реке с замедленным  течением;

- тихозвонные ручейки - спокойно протекающие;

- росинки серебристые - роса прозрачная, под серебро;

- покрывала златотканые – в стихотворении это яркие солнечные лучи;

- молчаливый затон - длинный нетронутый залив реки;

- трава шелковая – нежная;

- цветы лазоревые - светло-синий тон;

- волны пряные - издающие запах;

- Как вы думаете, для описания чего Сергей Есенин использует такие словосочетания? (Для описания природы. У автора природа живая. Камыши, роса, зоря, как живые существа).

- Есенин очень любил в своих стихах использовать прием олицетворения.

Олицетворение – наделение неодушевлённых предметов свойствами живых существ.

- А теперь давайте почитаем это стихотворение по 2 строфы. Во время чтения найдите и отметьте олицетворения.

- зорюшка рассыпала,

- сосны наряжали,

- камыши шепталися,

- перешёптывались лилии,

- цветы улыбались.

-Где можно встретить такие выражения? (В сказках, былинах).

-Поэзия С.Есенина очень близка к фольклору, к произведениям устного народного творчества.

- Прочитайте отрывок, где надвигается беда.

Но не чуяла лебедушка,
Не видала оком доблестным,
Что от солнца золотистого
Надвигалась туча черная -

Молодой орел под облаком
Расправлял крыло могучее
И бросал глазами молнии
На равнину бесконечную.

- Прочитайте то место, где лебедь спасает своих детей.

Встрепенулася лебедушка,
Закричала лебежатушкам,
Собралися детки малые
И под крылья схоронилися.

А орел, взмахнувши крыльями,
Как стрела на землю кинулся,
И впилися когти острые
Прямо в шею лебединую.

Распустила крылья белые
Белоснежная лебедушка
И ногами помертвелыми
Оттолкнула малых детушек.

Побежали детки к озеру,
Понеслись в густые заросли,

- Могла ли она спастись от смерти?

- Почему она этого не сделала? (Ради спасения своих детей, ради любви к ним)

- О чём говорит поступок матери – лебеди?

(Лебедь не пожалела своей жизни ради спасения детей. Она их любит, дети -частичка её самой).

- Такой поступок называется самопожертвованием.

- Образ Родины слит у Есенина с образом матери. На всю жизнь мать оставалась для поэта воплощением нравственной чистоты. Мать его очень любила и оберегала. В своем стихотворении автор уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая так геройски оберегает своих детей.

-Лирика Есенина очень живописна. Большое значение имеет описание цвета Зеленый - слияние человека и природы.

Синий - цвет неба, реки.

Красный – цвет радости, юности.

Белый (цвет лебеди) – чистота, нежность и предчувствие неизбежности.

- Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к свои детям.

http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/11/115/316/115316200_3167468FhImFOK.jpg

Орел атакует.            http://crosti.ru/patterns/00/0b/0b/90d50ffe84/preview.jpg

-Поделитесь своими чувствами от прочитанного стихотворения? Что поразило вас в нем?  (Потрясла смерть Лебёдушки, умерло живое, часть природы. Мы все являемся частью природы, умирает природа, значит чего-то лишается человечество).

-Что хотел сказать нам автор стихотворения? (Нужно бережно хранить всё, что окружает нас, не быть равнодушными, любить близких, ценить материнскую заботу, любить природу, любить Родину, учиться сопереживать, сострадать) .

Итоги

Продолжили знакомство с жизнью и творчеством Сергея Есенина. Читали и анализировали его стихотворение «Лебёдушка», в котором поэт  рассказывает о мире живой природы, его радостях и трагедиях. Отметили, что из финала произведения становится видно, как поэт относится к лебедушке. Она для него - воплощение бесконечной любви и нежности материнства 

ИСТОЧНИК

http://proteacher.ru/2015/03/24/urok_literatury_4_kl_SEsenin_Lebedushka_1427189757_70251.docx

https://www.youtube.com/watch?v=unx6be8VQmE

http://nsportal.ru/sites/default/files/2013/02/19/esenin.ppt

http://fb.ru/article/181961/proizvedenie-esenina-lebedushka-kak-poet-otnositsya-k-lebedushke

 

Файлы