4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Николай Некрасов "Школьник", " В зимние сумерки нянины сказки...".
4 класс. Чтение. Поэтическая тетрадь. Николай Некрасов "Школьник", " В зимние сумерки нянины сказки...".
Комментарии преподавателя
Поэтическая тетрадь.
Николай Некрасов "Школьник"
Введение
- Узнайте, откуда эти строчки и кто их автор.
Мигом команда моя разбежалась,
Только на лодке две пары осталось –
Сильно измокли, ослабли; в мешок
Я их поклал – и домой приволок.
За ночь больные мои отогрелись,
Высохли, выспались, плотно наелись;
Вынес я их на лужок; из мешка
Вытряхнул, ухнул – и дали стречка!
Я проводил их всё тем же советом:
«Не попадайтесь зимой!»
Я их не бью ни весною, ни летом,
Шкура плохая,- линяет косой….
(«Дедушка Мазай и зайцы». Н.А.Некрасов )
Однажды ,в студеную зимнюю пору,
Я из лесу вышел, был сильный мороз.
(«Мужичок с ноготок» Н.А.Некрасов)
- Это стихи Некрасова Николая Алексеевича. Сегодня мы познакомимся с его биографией, узнаем, что это был за человек, как его детство повлияло на его стихи .
Биография Н.А. Некрасова
http://elchetyre.fdriusal.ru/wp-content/uploads/2015/11/nekrasov-interesnye-fakty-7.jpg
Детские годы Николая Алексеевича Некрасова прошли на Волге в с.Грешнёво Ярославской губернии. Большой дом был окружен тёмным, тенистым садом. Некрасов часто убегал из дома к крестьянским ребятишкам. Они гуляли вместе в лесу, в поле, на берегу Волги –реки, неоднократно воспетой поэтом : « О Волга! Колыбель моя ! Любил ли кто тебя, как я…»
Человек крутого нрава и деспотичного характера, отец Некрасова не щадил крестьян. Хватили с ним горя и домочадцы, особенно мать поэта, Елена Андреевна, женщина доброй души и чуткого сердца, умная и образованная. Горячо любя детей, ради их счастья и спокойствия, она терпеливо занималась их воспитанием и безропотно сносила царивший в доме произвол.
От своего отца Некрасов унаследовал силу характера, твердость духа, завидное упрямство в достижении цели.
Некрасов учился в Ярославской гимназии. В 1838 г. уехал в Петербург, где посещал занятия в университете в качестве вольнослушателя. Отец за это оставил его без материальной поддержки.
19 лет ( с 1847 по 1866 гг.) Некрасов был издателем и редактором журнала «Современник».
- Счастливое детство было у Николая ? (нет)
- Как Выдумаете, о чем будут его стихи ? (О тяжелой доле детей)
Словарная работа.
Подберите синонимы к словам.
СЛАВНЫХ – знаменитых, хороших
РАЗУМЕН – понимающий,умный
ПОПРИЩЕ – сфера, область, мир, круг, участок
НЕ БЕЗДАРНА – талантлива, способна
Но говоря о трудном пути ребенка и русского человека, Н.А.Некрасов уверен в его избранности, таланте, одаренности, необыкновенной судьбе. Перед глазами автора судьба Михаила Ломоносова, первого русского университета. Сегодня мы познакомимся с его детством.
Чтение с комментированием
Как человек узнал, что мальчик идет в город учиться? ( ...Вижу я в котомке книжку. Так учиться ты идешь…)
http://russkay-literatura.net/images/thumbnails/images/stihotvoreniya/Shkolnik-Nekrasov-stihotvorenie-s-illyustraciyami-320x426.jpg
http://photo.qip.ru/photo/mihtimak.fotoplenka/150579086/xlarge/162813867.jpg
Кто помог мальчику собраться в город на учебу? (… батька на сынишку Издержал последний грош. Знаю, старая дьячиха Отдала четвертачок, Что проезжая купчиха Подарила на чаек...)
Обратите внимание на шестую строфу с верху. Прочтите ее.
Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей, по Божьей воле
Стал разумен и велик.
- Кого имел в виду автор в этих строчках? (Ломоносова)
- Некрасова всегда волновала жизнь Ломоносова, а проводя лето в местах, которые хранят память о великом соотечественнике, он создал стихотворение «Школьник»
Найдите в тексте синоним к слову дорога. (Это многих славных путь)
Может ли путь быть жизненным? Заметьте, дорога в стихотворении вырастет в жизненный путь человека.
http://www.playcast.ru/uploads/2014/12/21/11196404.jpg
- Как вам кажется, как сложится жизнь этого мальчика? (ему будет нелегко)
- Относится ли название стихотворения только к Ломоносову или ко всякому, кто пошел славным путем знаний.
Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько знатных-то и знай…
- Какое значение имеют эти строки? ( Это главная мысль произведения.)
- История знает людей, прошедших суровую жизненную школу, ставших гордостью своей страны, своего народа – именно в 60 – е годы XIX века. Это Добролюбов, Чернышевский, сам Некрасов. Врачи : Боткин, Пирогов. Эти и многие другие знаменитые люди того времени вышли из народа, т.к. у них была тяга к знаниям и они проявляли упорство в достижении своей цели.
Итоги
Познакомились с биографией и творчеством Николая Некрасова. Читали и анализировали его стихотворение "Школьник". Отметили, что в своём стихотворении «Школьник» великий Некрасов мог вспомнить не менее великого своего соотечественника Ломоносова Михаила Васильевича. Того самого, кто по легенде, пришёл сам в Москву, чтобы получить образование и стать учёным.
ИСТОЧНИК
http://www.metod-kopilka.ru/konspekt-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-nanekrasov-shkolnik-klass-62770.html
https://www.youtube.com/watch?v=WJnwxSoa6q0
http://download.myshared.ru/VnnRNbdCbG2-51JZK-Fycw/1464615900/711828.ppt
http://pishi-stihi.ru/shkolnik-nekrasov.html