Обществознание. Мировые религии

Обществознание. Мировые религии

Духовно-нравственная сфера жизни общества. Мировые религии.

Комментарии преподавателя

Буд­дизм – пер­вая по вре­ме­ни по­яв­ле­ния ми­ро­вая ре­ли­гия. Он воз­ник в Древ­ней Индии в 6–5 вв. до н. э. и по­лу­чил свое на­зва­ние от имени его ос­но­ва­те­ля Будды, то есть «про­свет­лен­но­го», «про­буж­ден­но­го», ко­то­ро­му от­крыл­ся путь спа­се­ния че­ло­ве­че­ства.

В на­сто­я­щее время наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние буд­дизм имеет в стра­нах Южной, Юго-Во­сточ­ной и Во­сточ­ной Азии. Буд­дий­ские об­щи­ны су­ще­ству­ют и во мно­гих дру­гих стра­нах, в том числе в Рос­сии (Бу­ря­тия, Кал­мы­кия, Тува). В ряде го­су­дарств (Бирма, Кам­бод­жа, Та­и­ланд) буд­дизм яв­ля­ет­ся го­су­дар­ствен­ной ре­ли­ги­ей, а в неко­то­рых стра­нах (Япо­ния) он со­че­та­ет­ся с на­ци­о­наль­ны­ми ре­ли­ги­я­ми (син­то­из­мом).

Хри­сти­ан­ство имеет двух­ты­ся­че­лет­нюю ис­то­рию и в на­сто­я­щее время яв­ля­ет­ся самой рас­про­стра­нен­ной на земле ре­ли­ги­ей. Оно по­лу­чи­ло свое на­зва­ние от имени Иису­са Хри­ста, ее ос­но­ва­те­ля и пред­ме­та по­кло­не­ния, при­няв­ше­го му­че­ни­че­скую смерть ради ис­куп­ле­ния пер­во­род­но­го греха и сча­стья че­ло­ве­че­ства. 

Уче­ние Иису­са Хри­ста легло в ос­но­ва­ние хри­сти­ан­ской дог­ма­ти­ки, ко­то­рая вклю­ча­ет в себя идею о три­еди­ной сущ­но­сти Бога (Бог Отец, Бог Сын и Бог Свя­той Дух) (рис. 4), идею о гре­хов­но­сти че­ло­ве­ка как при­чине всех его несча­стий, уче­ние об из­бав­ле­нии от гре­хов путем мо­лит­вы и по­ка­я­ния, про­по­ведь любви к ближ­не­му, сми­ре­ния и про­ще­ния.

Хри­сти­ан­ство опи­ра­ет­ся на веру в по­ту­сто­рон­ний мир и вто­рое при­ше­ствие Хри­ста для вер­ше­ния Страш­но­го суда над греш­ни­ка­ми и воз­да­я­ния пра­вед­ни­кам. Нрав­ствен­ные по­зи­ции хри­сти­ан­ства вы­ра­же­ны в из­вест­ных за­по­ве­дях, из­ло­жен­ных в На­гор­ной про­по­ве­ди Хри­ста. 

На­гор­ная Про­по­ведь – от­ры­вок из Еван­ге­лия от Мат­фея, главы 5–7, где Хри­стос про­по­ве­ду­ет ос­нов­ные мо­раль­ные прин­ци­пы сво­е­го уче­ния: лю­бовь к Богу и ближ­не­му, са­мо­от­вер­жен­ный поиск ис­ти­ны, де­ла­ние добра. В На­гор­ной Про­по­ве­ди Хри­стос об­ра­ща­ет­ся к вет­хо­за­вет­но­му за­ко­ну, под­твер­ждая и углуб­ляя его. Мо­раль­ные тре­бо­ва­ния На­гор­ной Про­по­ве­ди об­ра­ще­ны к лич­ной со­ве­сти че­ло­ве­ка, а не пред­ла­га­ют мо­дель ка­ко­го-ли­бо об­ще­ствен­но-го­су­дар­ствен­но­го устрой­ства.

В ходе сво­е­го раз­ви­тия в XI в. хри­сти­ан­ство раз­де­ли­лось на за­пад­ное (ка­то­ли­цизм) и во­сточ­ное (пра­во­сла­вие). В XV в. в ка­то­ли­циз­ме воз­ник­ло про­те­стант­ское на­прав­ле­ние. Про­те­стан­тизм – это общее на­зва­ние раз­лич­ных ве­ро­уче­ний, воз­ник­ших в ходе Ре­фор­ма­ции как про­тест про­тив рим­ско-ка­то­ли­че­ской церк­ви (лю­те­ран­ство, каль­ви­низм). Ос­нов­ной тезис про­те­стан­тиз­ма, вы­дви­ну­тый Мар­ти­ном Лю­те­ром, со­сто­ит в «спа­се­нии верой», ко­то­рая не тре­бу­ет по­сред­ни­че­ства церк­ви и ду­хо­вен­ства.

В на­сто­я­щее время хри­сти­ан­ство су­ще­ству­ет в виде этих трех вет­вей – пра­во­сла­вия, ка­то­ли­циз­ма и про­те­стан­тиз­ма. Пра­во­сла­вие ис­по­ве­ду­ет­ся в ос­нов­ном сла­вян­ски­ми на­ро­да­ми, ка­то­ли­цизм и про­те­стан­тизм наи­бо­лее рас­про­стра­не­ны в Ев­ро­пе и Аме­ри­ке.

Ислам (му­суль­ман­ство) воз­ник в VII в. среди ара­вий­ских араб­ских пле­мен и в на­сто­я­щее время на­счи­ты­ва­ет около мил­ли­ар­да своих при­вер­жен­цев пре­иму­ще­ствен­но в стра­нах Азии и Аф­ри­ки. Ос­но­ва­те­лем ис­ла­ма счи­та­ет­ся про­рок Му­хам­мед, ко­то­рый вос­при­нял Слово Ал­ла­ха и понес его людям. Это Слово стало Ко­ра­ном – свя­щен­ной кни­гой му­суль­ман.  

 

Ислам в пе­ре­во­де на рус­ский язык озна­ча­ет «по­кор­ность». Че­ло­век как су­ще­ство сла­бое дол­жен упо­вать на Ал­ла­ха, на­де­ять­ся на его по­мощь и под­держ­ку. Ислам тре­бу­ет от му­суль­ман стро­го­го вы­пол­не­ния пяти ос­нов­ных обя­зан­но­стей («стол­пов ис­ла­ма»):

От­ли­чи­тель­ной осо­бен­но­стью ис­ла­ма можно счи­тать ша­ри­ат, в ко­то­ром пе­ре­пле­та­ют­ся пра­во­вые, ре­ли­ги­оз­ные, нрав­ствен­ные нормы, а также уста­нав­ли­ва­ют­ся меры на­ка­за­ния за их на­ру­ше­ние и ко­то­рый ре­гу­ли­ру­ет по­ве­де­ние че­ло­ве­ка во всех сфе­рах его жизни.

Таким об­ра­зом, несмот­ря на раз­ли­чие ми­ро­вых ре­ли­гий, в про­по­ве­ду­е­мых ими ду­хов­ных, нрав­ствен­ных цен­но­стях много об­ще­го. Это де­ла­ет воз­мож­ным не толь­ко диа­лог куль­тур, но и диа­лог ре­ли­гий.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/mirovye-religii

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=B53gu3y3mIc

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=lw4wxbzIYtY

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=LUaHubYSy1k

источник презентации -http://prezentacii.com/obschestvoznanie/6532-mirovye-religii.html

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=PTDIOROfMCo

http://www.youtube.com/watch?v=wPCKIzpwWVs

Файлы