Обществознание. Миф и ранние формы религии
Обществознание. Миф и ранние формы религии
Комментарии преподавателя
Учёные выделяют следующие функции религии:
1. Мировоззренческую функцию религия реализует благодаря наличию в ней определенного типа взглядов на человека и его место в мире, на мир в целом и причины его существования.
2. Компенсаторная функция проявляется в том, что религия восполняет недостаток знаний людей о мире, снимает социальное и душевное напряжение, возмещает недостаток душевности в светском общении религиозным общением.
3. Коммуникативная функция религии выражается в обмене информацией верующих друг с другом, в их общении между собой, а также с Богом и служителями церкви.
4. Интеграционная функция имеет двойственный характер: с одной стороны, религия сближает людей, объединяет их, с другой – разъединяет, примером чему являются религиозные войны, социальные конфликты на почве религиозных разногласий.
5. Культурная функция состоит в том, что религия хранит в себе культурный опыт человечества, передает его из поколения в поколение, сама является частью культуры человеческого общества.
6. Обладая большим нравственным потенциалом, религия проповедует положительные нравственные ценности, призывает к достойному поведению, реализуя тем самым воспитательную функцию.
Таким образом сознанию древнего человека во всех его проявлениях был свойствен синкретизм (греч. «соединение, объединение»), нерасчлененность. В синкретических оценках явлений (вещей) смешивались различные критерии. Можно выделить по крайней мере четыре таких критерия: утилитарный (полезное или вредное), религиозный (священное или нет),нравственный (доброе или злое), и эстетический (прекрасное или безобразное). Оценка явления со знаком плюс или минус по любому основанию влекла за собой такую же положительную или отрицательную оценку его во всех других отношениях. Можно предположить, что определяющим был утилитарный критерий. Грубо говоря, полезная вещь считалась красивой, хорошей, созданной добрым духом, и наоборот. Ученые этнографы утверждают, что человек мог принять или отвергнуть ту или иную вещь на основании представления о ее нравственной, религиозной или эстетической ценности.
С развитием отношений человека и мира и осознанием им своего места в мире синкретический комплекс дифференцируется – сознание отделяет одни критерии от других: предмет может восприниматься как полезный, но безобразный, прекрасный, но злой, и т. д.
источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/mif-i-rannie-formy-religii
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=JbY15jIh9so
источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=45a5Aqn7ssU
источник презентации -http://prezentacii.com/obschestvoznanie/9024-rannie-formy-religii.html