Обществознание. Религиозное сознание

Обществознание. Религиозное сознание

Комментарии преподавателя

Про­бле­мы ре­ли­гии все­гда вол­но­ва­ли че­ло­ве­че­ство. На фо­не глу­бо­ких пе­ре­мен в эко­но­ми­че­ской, по­ли­ти­че­ской и духов­ной сфе­рах жизни об­ще­ства, про­ис­хо­дя­щих в мире, ин­те­рес к ре­ли­гии резко воз­рас­та­ет.

Су­ще­ству­ет мно­же­ство опре­де­ле­ний ре­ли­гии. При­ве­дем неко­то­рые из них.

Ре­ли­гия (от лат. religare – свя­зы­вать, religere – воссо­единять, religio – счаст­ли­вость, бла­го­че­стие, на­бож­ность, пред­мет куль­та) – это:

- вера в сверхъ­есте­ствен­ное (в Бога);

- со­во­куп­ность взгля­дов и пред­став­ле­ний, си­сте­ма веро­ваний и об­ря­дов, объ­еди­ня­ю­щая при­зна­ю­щих их людей в еди­ную общ­ность;

- одна из свой­ствен­ных куль­ту­ре форм при­спо­соб­ле­ния че­ло­ве­ка к окру­жа­ю­ще­му миру, удо­вле­тво­ре­ния его духов­ных по­треб­но­стей.

Вы­зы­ва­ет споры и про­бле­ма про­ис­хож­де­ния ре­ли­гии.

Бо­го­слов­ско-тео­ло­ги­че­ский под­ход – ре­ли­гия по­яв­ля­ет­ся вме­сте с че­ло­ве­ком – су­ще­ству­ет ис­кон­но.

Микеланджело «Сотворение Адама». Деталь росписи потолка Сикстинской капеллы

Рис. 1. Ми­ке­лан­дже­ло «Со­тво­ре­ние Адама». Де­таль рос­пи­си по­тол­ка Сикс­тин­ской ка­пел­лы (Ис­точ­ник)

Ре­ли­гия вы­сту­па­ет, как осо­бое, сверх­при­род­ное явле­ние, ре­зуль­тат сверхъ­есте­ствен­ной связи че­ло­ве­ка с Богом. (Рис. 1)

Ма­те­ри­а­ли­сти­че­ский под­ход: ре­ли­гия яв­ля­ет­ся про­дук­том раз­вития че­ло­ве­че­ско­го со­зна­ния.

И. Айвазовский, Путешествие Посейдона по морю. В Древнегреческой мифологии Посейдон – бог морей

Рис. 2. И. Ай­ва­зов­ский, Пу­те­ше­ствие По­сей­до­на по морю. В Древ­не­гре­че­ской ми­фо­ло­гии По­сей­дон – бог морей (Ис­точ­ник)

Ре­ли­гия воз­ник­ла из-за беспо­мощности и неве­же­ства первобыт­ного че­ло­ве­ка, пол­но­стью зависи­мого от сти­хий­ных сил при­ро­ды, ко­то­рые он обо­жеств­лял. (Рис. 2)

Бу­дучи одной из основ ду­хов­ной жизни людей, а также фор­мой об­ще­ствен­но­го со­зна­ния, ре­ли­гия ха­рак­те­ри­зу­ет­ся сле­ду­ю­щи­ми при­зна­ка­ми:

1. вера в сверхъ­есте­ствен­ное; (рис. 3)

И. Айвазовский, «Хождение по водам»

Рис. 3. И. Ай­ва­зов­ский, «Хож­де­ние по водам» (Ис­точ­ник)

2. орга­низованное по­кло­не­ние выс­шим силам; (рис. 4)

Мекка – самый известный город Саудовской Аравии и наиболее священное место мусульманского мира

Рис. 4. Мекка – самый из­вест­ный город Са­у­дов­ской Ара­вии и наи­бо­лее свя­щен­ное место му­суль­ман­ско­го мира (Ис­точ­ник)

3. стрем­ле­ние согласо­вать жизнь с тре­бо­ва­ни­я­ми без­услов­но­го на­ча­ла (Бога, Абсо­люта). (Рис. 5)

Десять заповедей (Декалог, или Закон Божий) – предписания, десять основных законов, которые, были даны самим Богом Моисею, на горе Синай

Рис. 5. Де­сять за­по­ве­дей (Де­ка­лог, или Закон Божий) – пред­пи­са­ния, де­сять ос­нов­ных за­ко­нов, ко­то­рые, были даны самим Богом Мо­и­сею, на горе Синай (Ис­точ­ник)

Вера яв­ля­ет­ся цен­траль­ной ми­ро­воз­зрен­че­ской по­зи­ци­ей и од­но­вре­мен­но пси­хо­ло­ги­че­ской уста­нов­кой всех ре­ли­гий. Она вы­ра­жа­ет спе­ци­фи­че­ское от­но­ше­ние к дей­стви­тель­но­сти или во­об­ра­жа­е­мым объ­ек­там, яв­ле­ни­ям, когда их достовер­ность и ис­тин­ность при­ни­ма­ют­ся без до­ка­за­тельств.

Ре­ли­ги­оз­ная вера вклю­ча­ет в себя:

- нормы мо­ра­ли, ко­то­рые объ­яв­ле­ны про­ис­хо­дя­щи­ми от Бо­же­ствен­но­го от­кро­ве­ния;

- на­ру­ше­ние этих норм яв­ля­ет­ся гре­хом и, со­от­вет­ствен­но, осуж­да­ет­ся и на­ка­зы­ва­ет­ся;

- опре­де­лен­ные юри­ди­че­ские за­ко­ны и нормы, ко­то­рые также объ­яв­ле­ны или по­явив­ши­ми­ся непо­сред­ствен­но в ре­зультате Бо­же­ствен­но­го от­кро­ве­ния, или ре­зуль­та­том вдох­новенной Богом де­я­тель­но­сти за­ко­но­да­те­лей;

- веру в бо­го­вдох­но­вен­ность де­я­тель­но­сти тех или иных свя­щен­но­слу­жи­те­лей, лиц объ­яв­лен­ных свя­ты­ми, угод­ни­ка­ми, бла­жен­ны­ми и т. п.;

- веру в спа­си­тель­ную силу для души че­ло­ве­ка ритуаль­ных дей­ствий, ко­то­рые со­вер­ша­ют ве­ру­ю­щие люди в соответ­ствии с ука­за­ни­я­ми Свя­щен­ных книг, свя­щен­но­слу­жи­те­лей и де­я­те­лей церк­ви (кре­ще­ние, мо­лит­ва, пост, бо­го­слу­же­ние и т. п.);

- веру в бо­го­на­прав­лен­но­стъ де­я­тель­но­сти церк­вей как объ­еди­не­ний людей, счи­та­ю­щих себя при­вер­жен­ца­ми той или иной ре­ли­гии.

В струк­ту­ру ре­ли­гии обыч­но вклю­ча­ют ре­ли­ги­оз­ное со­зна­ние, ре­ли­ги­оз­ный культ и ре­ли­ги­оз­ные ор­га­ни­за­ции.

Ре­ли­ги­оз­ное со­зна­ние – это со­во­куп­ность пред­став­ле­ний, взгля­дов, идей, на­стро­е­ний, эмо­ций, в ко­то­рых вы­ра­жа­ет­ся от­но­ше­ние че­ло­ве­ка и об­ще­ства к ре­аль­но­му су­ще­ство­ва­нию сверхъ­есте­ствен­но­го, по­ту­сто­рон­не­го мира.

Ему при­су­щи вера, чув­ствен­ная на­гляд­ность, со­здан­ные во­об­ра­же­ни­ем об­ра­зы, со­еди­не­ние от­ра­же­ния ре­аль­ной дей­стви­тель­но­сти с ил­лю­зи­я­ми, силь­ная эмо­ци­о­наль­ность, спе­ци­аль­ная ре­ли­ги­оз­ная лек­си­ка. (Рис. 6)

Аутодафе́ (лат. actus fidei, буквально – акт веры) – в Средние века в Испании и Португалии – торжественная религиозная церемония, включавшая в себя процессии, богослужение, выступление проповедников, публичное покаяние осужденных еретиков и чтение их приговоров. В общераспространённом употреблении ауто-да-фе – это также и сама процедура приведения приговора в действие, главным образом публичное сожжение осуждённых на костре

Рис. 6. Ауто­да­фе́ (лат. actus fidei, бук­валь­но – акт веры) – в Сред­ние века в Ис­па­нии и Пор­ту­га­лии – тор­же­ствен­ная ре­ли­ги­оз­ная це­ре­мо­ния, вклю­чав­шая в себя про­цес­сии, бо­го­слу­же­ние, вы­ступ­ле­ние про­по­вед­ни­ков, пуб­лич­ное по­ка­я­ние осуж­ден­ных ере­ти­ков и чте­ние их при­го­во­ров. В об­ще­рас­про­стра­нён­ном упо­треб­ле­нии ауто-да-фе – это также и сама про­це­ду­ра при­ве­де­ния при­го­во­ра в дей­ствие, глав­ным об­ра­зом пуб­лич­ное со­жже­ние осуж­дён­ных на ко­ст­ре (Ис­точ­ник)

Ре­ли­ги­оз­ный культ – си­сте­ма утвер­див­ших­ся ри­ту­а­лов, об­ря­дов, внеш­няя форма про­яв­ле­ния веры. К куль­ту от­но­сят, на­при­мер, крест­ное зна­ме­ние, по­кло­ны, крест­ный ход, кре­ще­ние, мо­лит­вы, бо­го­слу­же­ние, ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки и т. п. (Рис. 7)

Крестный ход – в православном и восточнокатолическом христианстве торжественное церковное шествие с большим крестом (от его несения в начале процессии она и получила своё название), иконами и хоругвями вокруг храма или из одного храма в другой, или от одного места к другому)

Рис. 7. Крест­ный ход – в пра­во­слав­ном и во­сточ­но­ка­то­ли­че­ском хри­сти­ан­стве тор­же­ствен­ное цер­ков­ное ше­ствие с боль­шим кре­стом (от его несе­ния в на­ча­ле про­цес­сии она и по­лу­чи­ла своё на­зва­ние), ико­на­ми и хо­руг­вя­ми во­круг храма или из од­но­го храма в дру­гой, или от од­но­го места к дру­го­му) (Ис­точ­ник)

Ран­ним фор­мам ре­ли­гии были при­су­щи такие про­яв­ле­ния куль­та, как ри­ту­аль­ные пляс­ки во­круг изоб­ра­же­ний жи­вот­ных, за­кли­на­ние духов, жерт­во­при­но­ше­ния. Сред­ства­ми куль­та яв­ля­ют­ся цер­ков­ная утварь, крест, икона, свя­щен­ные книги и т. п.

Ор­га­ни­за­ци­он­ны­ми фор­ма­ми ре­ли­гии яв­ля­ют­ся цер­ковь и секты.

Цер­ковь пред­став­ля­ет собой ре­ли­ги­оз­ную ор­га­ни­за­цию ду­хо­вен­ства и ве­ру­ю­щих, ос­но­ван­ную на общ­но­сти ве­ро­ва­ния и ре­ли­ги­оз­но­го куль­та.

Секты – это от­ко­лов­ши­е­ся от церк­ви ре­ли­ги­оз­ные об­щи­ны, со­хра­нив­шие ос­но­вы ве­ро­ва­ния, при­су­щие той или иной церк­ви, но от­ли­ча­ю­щи­е­ся от нее неко­то­ры­ми осо­бен­но­стя­ми ре­ли­ги­оз­но­го уче­ния и куль­та.

Воз­ник­но­ве­ние ре­ли­гии от­но­сят к пе­ри­о­ду от­но­си­тель­но вы­со­кой сту­пе­ни раз­ви­тия пер­во­быт­но­го об­ще­ства (40–50 тыс. лет назад). Ран­ни­ми фор­ма­ми ре­ли­гии яв­ля­ют­ся то­те­мизм, магия, фе­ти­шизм, ани­мизм, ша­ман­ство, культ пред­ков и др.

В на­сто­я­щее время су­ще­ству­ет мно­же­ство раз­лич­но­го рода ре­ли­ги­оз­ных ве­ро­ва­ний и цер­ков­ных ор­га­ни­за­ций. Осо­бое место за­ни­ма­ют ми­ро­вые ре­ли­гии, име­ю­щие своих при­вер­жен­цев по всему свету, неза­ви­си­мо от го­су­дар­ствен­ных гра­ниц и по­ли­ти­че­ских ре­жи­мов.

источник конспекта - http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/bduhovnonravstvennaya-sfera-zhizni-obwestvab/religioznoe-soznanie?seconds=0&chapter_id=351

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=XMRGJc5uTR8

источник презентации - http://www.myshared.ru/slide/download/

Файлы