Обществознание. Семья как социальная группа и социальный институт

Обществознание. Семья как социальная группа и социальный институт

Комментарии преподавателя

Семья яв­ля­ет­ся важ­ным эле­мен­том со­ци­аль­ной струк­ту­ры об­ще­ства, одной из его под­си­стем, де­я­тель­ность ко­то­рой регу­лируется как брач­но-се­мей­ным за­ко­но­да­тель­ством, так и мо­рально-нравственными нор­ма­ми, обы­ча­я­ми, тра­ди­ци­я­ми и т. д.

Семья вы­пол­ня­ет опре­де­лен­ные функ­ции. Под функция­ми семьи по­ни­ма­ет­ся спо­соб про­яв­ле­ния жизнедеятельнос­ти и ак­тив­но­сти семьи и ее чле­нов. Эти функ­ции по ходу ис­тории ме­ня­лись: они обу­слов­ле­ны социально-экономически­ми осо­бен­но­стя­ми об­ще­ства.

Жиз­нен­ный цикл семьи со­сто­ит из несколь­ких эта­пов:

Виды семей:

mypresentation.ru

Ре­гу­ли­ро­ва­ние се­мей­ных от­но­ше­ний рос­сий­ским законо­дательством осу­ществ­ля­ет­ся в со­от­вет­ствии со сле­ду­ю­щи­ми прин­ци­па­ми:

- доб­ро­воль­ность брач­но­го союза муж­чи­ны и жен­щи­ны;

- ра­вен­ство прав су­пру­гов в семье;

- раз­ре­ше­ние внут­ри­се­мей­ных во­про­сов по вза­им­но­му со­гла­сию;

- при­о­ри­тет се­мей­но­го вос­пи­та­ния детей, за­бо­ты об их бла­го­со­сто­я­нии и раз­ви­тии;

- обес­пе­че­ние при­о­ри­тет­ной за­щи­ты прав и ин­те­ре­сов не­совершеннолетних и нетру­до­спо­соб­ных чле­нов семьи.

В со­вре­мен­ном об­ще­стве семья пе­ре­жи­ва­ет ка­че­ствен­ные из­ме­не­ния, свя­зан­ные с гло­баль­ны­ми со­ци­аль­ны­ми процесса­ми ин­ду­стри­а­ли­за­ции, ур­ба­ни­за­ции, несвой­ствен­ны­ми до­ин­ду­стри­аль­но­му (тра­ди­ци­он­но­му, аг­рар­но­му) об­ще­ству. Мож­но от­ме­тить, что се­год­ня про­ис­хо­дят про­цес­сы трансформа­ции семьи как со­ци­аль­но­го ин­сти­ту­та, из­ме­не­ния неко­то­рых ее функ­ций, пе­ре­рас­пре­де­ле­ния се­мей­ных ролей.

В част­но­сти, можно вы­де­лить сле­ду­ю­щие тен­ден­ции раз­вития со­вре­мен­ной семьи:

• со­кра­ще­ние ве­ду­щих по­зи­ций семьи в со­ци­а­ли­за­ции ин­дивидов, в ор­га­ни­за­ции их до­су­га;

• из­ме­не­ние по­ло­же­ния жен­щи­ны в семье, обу­слов­лен­ное ро­стом ее ав­то­ри­те­та в об­ще­стве;

• со­кра­ще­ние числа пат­ри­ар­халь­ных семей;

• раз­ви­тие семьи парт­нер­ско­го типа, в ко­то­рой осущест­вляется сов­мест­ное ве­де­ние су­пру­га­ми до­маш­не­го хо­зяй­ства, вос­пи­та­ние детей, вза­им­ная под­держ­ка;

• раз­ру­ше­ние мно­го­по­ко­лен­ной (рас­ши­рен­ной, родствен­ной) семьи;

• пре­об­ла­да­ние нук­ле­ар­ной семьи;

• раз­де­ле­ние ин­сти­ту­тов брака и семьи, рост ко­ли­че­ства фак­ти­че­ских, но юри­ди­че­ски не оформ­лен­ных «сво­бод­ных» се­мей­ных со­ю­зов и рож­ден­ных в них детей;

• рост ко­ли­че­ства раз­во­дов, по­втор­ных бра­ков, непол­ных семей и числа бро­шен­ных детей.

В со­вре­мен­ных усло­ви­ях осо­бую роль в раз­ви­тии семей­ных от­но­ше­ний может иг­рать го­су­дар­ство, за­ин­те­ре­со­ван­ное в со­хра­не­нии и укреп­ле­нии ин­сти­ту­та семьи.

источник конспекта -http://interneturok.ru/ru/school/obshestvoznanie/11-klass/b5fdb3a7/semya-kak-sotsialnaya-gruppa-i-sotsialnyy-institut?seconds=0&chapter_id=773

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=YhWwEydDy2k

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=soPQWiQnP_8

источник видео- http://www.youtube.com/watch?v=XlfZbt2feZw

источник видео - http://www.youtube.com/watch?v=AwXudtxwkRw

источник презентации - https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-obshhestvoznaniju/4195-sem-ya-i-brak-kak-social-nye-instituty.html

900igr.net

semyafamily.ru

Файлы