Теория государства и права. Реализация права.
Теория государства и права. Реализация права.
Комментарии преподавателя
Воплощение в жизнь принципов и норм права реализуется через воздействие на сознание и поведение людей для регулирования общественных отношений. Процесс реализации права переводит правовые предписания в правомерное поведение, используя возможности, предоставляемые правом для выполнения его требований.
Реализацию норм права можно охарактеризовать с двух сторон:
- с объективной стороны процесс реализации права подразумевает совершение правомерных действий, предусмотренных правовыми нормами. Действия совершаются в известном месте в известные сроки, в необходимой последовательности, определенными средствами;
- с субъективной стороны реализация права характеризуется отношением субъекта к правовым требованиям, его установками и волей во время совершения предписанных действий. Главным аспектом осуществления правовых предписаний будет точное соответствие необходимым условиям места, определенному образу действий и времени их исполнения.
Реализация правовых норм происходит в различных формах. Учебная литература выделяет четыре формы реализации норм права:
- использование права – форма реализации права, предоставляющая субъекту осуществление своих прав, через совершение действий, дозволенных правовыми нормами;
- исполнение права – форма реализации, претворяющая в жизнь обязывающие нормативные предписания. Это требует от субъекта права активных действий направленных на исполнение юридических обязанностей;
- соблюдение права – форма, выражающаяся в пассивном воздержании субъектом права от совершения запрещенных действий. Реализуется через отказ от совершения действий, определяемых как правонарушения;
- применение права – подразумевает активную властную деятельность государства в лице компетентных органов, наделенных необходимыми полномочиями. Характеризуется точным, неуклонным соблюдением законов. Реализацию применения права обеспечивает принудительная сила государства.
Применение права определяется, как особая форма реализации права, направленная на претворение правовых предписаний в жизнь. Этот процесс в государственной деятельности определяет две основные функции:
- организацию выполнения предписываемых норм права, позитивное регулирование через утверждение индивидуальных актов;
- защиту и охрану права от нарушения.
Отсюда выделяются две формы правоприменения: правоохранительная и оперативно-исполнительная.
Правоохранительная форма определяется деятельностью компетентных органов, осуществляющих охрану норм права от возможных нарушений. Компетентные структуры, реализующие применение права в правоохранительной форме, являются не участниками конфликта, а органами контроля и арбитража. К ним относятся милиция, прокуратура, суд и т.д.
Оперативно-исполнительная форма применения права является властной оперативной деятельностью государственных органов. Реализует исполнение предписаний норм права направленных на создание, изменение или прекращение конкретных правоотношений на основе правовых норм. Данная форма деятельности является основным способом организации исполнения положительных велений права.
Применение права реализует нормативное регулирование с помощью правовых норм, дополняет его индивидуальным регламентированием, которое определяется уточнением правового положения субъектов, конкретизации их прав и юридических обязанностей в реально создавшейся ситуации. Поэтому правоприменение считают вторым после правотворчества средством регулирования и реализации права.
ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, СТАДИИ, ВИДЫ. АКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА
Правоприменение - особая форма реализации права. В форме применения права государство еще раз (после издания нормативно-правового акта) властно подключается к процессу правового регулирования.
Правоприменение требуется в тех случаях, когда юридическая норма не может быть реализована без властного содействия органов государства. К таким случаям можно отнести следующие:
а) когда необходимо официально установить юридически значимые обстоятельства (признание гражданина в судебном порядке умершим или безвестно отсутствующим);
б) когда диспозиция нормы вообще не реализуется без индивидуального государственно-властного веления (право на пенсию);
в) когда речь идет о реализации санкции.
Признаки правоприменения:
1) особый субъект - специально уполномоченный государственный орган (должностное лицо). В порядке исключения это может быть общественный орган (например, по уполномочию государства профсоюзы применяют некоторые нормы трудового законодательства). Не могут применять нормы права граждане, хотя существует и обратная точка зрения (проф. П.Е. Недбайло);
2) имеет государственно-властный характер;
3) является деятельностью по вынесению индивидуально-конкретных предписаний;
4) выступает формой управленческой деятельности государства;
5) осуществляется в определенных процедурных формах: порядок применения права регламентирован специальными (процедурными) юридическими нормами. В системе права имеются целые процедурные отрасли - гражданское процессуальное право и уголовно-процессуальное право;
6) представляет собой сложный, стадийный процесс;
7) имеет творческий характер;
8) результаты правоприменения оформляются индивидуальным юридическим актом - актом применения права.
С учетом отмеченных признаков правоприменение можно определить, как государственно-властную деятельность, осуществляемую компетентными субъектами в определенных процедурных формах и направленную на содействие в реализации юридических норм путем вынесения индивидуально-конкретных решений.
Применение права, как определенный процесс, распадается на ряд стадий. Вообще стадия - это отрезок какого-либо процесса, имеющий свою, промежуточную задачу, и в силу этого приобретающий относительную самостоятельность и завершенность.
В качестве основных можно выделить три стадии:
1) установление фактических обстоятельств дела;
2) формирование юридической основы дела;
3) решение дела.
В качестве дополнительной стадии может выступить государственно-принудительная реализация правоприменительного акта.
Первые две стадии имеют подготовительный характер и разделение их достаточно условное. В реальной жизни они протекают практически параллельно, и правоприменителю приходится обращаться то к фактической стороне дела, то к юридической, постепенно формируя и ту и другую. В гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном кодексах как раз такие «реальные» стадии и указаны.
Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств (составляющих предмет доказывания) с помощью фактов-доказательств. Поэтому все, с чем имеет дело теория доказательств, прямо относится к этой стадии правоприменения.
Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает в себя следующие правоприменительные действия:
а) выбор юридической нормы, подлежащей применению;
6) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц («высшая» критика);
в) проверка правильности текста нормативно-правового акта («низшая» критика);
г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).
Третья стадия (решение юридического дела) представляет собой не одномоментный акт, а тоже определенный процесс, который может быть рассмотрен и как формально-логический, и как творческий, и как государственно-властный.
По результатам правоприменения выносится акт применения права -официальный акт-документ компетентного органа, содержащий индивидуальное государственно-властное веление по применению права.
Все правовые акты можно поделить на две большие группы - нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов (например, сделок в гражданском праве) правоприменительный акт отличает государственно-властный характер.
Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:
а) представляют собой письменные акты-документы;
б) исходят от государства;
в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).
В то же время они существенно различаются: если нормативно-правовые акты содержат государственно-властные предписания общего характера, то содержанием правопримени-тельных актов являются индивидуальные (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям) властные предписания.
Правоприменение бывает двух видов - позитивное и юрисдикционное.
Позитивное правоприменение - это то, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм. В порядке позитивного правоприменения происходит, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. По-другому можно сказать, что позитивное применение - это применение диспозиций правовых норм.
Юрисдикционное правоприменение - это применение санкций (то есть охранительных норм) в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).
Таким, образом, позитивное применение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное может коснуться любой юридической нормы, но лишь в случае ее нарушения.
источник конспекта - http://student-pravo.ru/tgp/formi-realizacii-norm-prava/
источник конспекта - http://bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-4/34.htm
источник видео - https://www.youtube.com/watch?v=dbop7Yld2QM
источник презентации - http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/realizacija-prava.html