Статистика. Показатели концентрации и дифференциации.
Статистика. Показатели концентрации и дифференциации.
Комментарии преподавателя
Показатели дифференциации и концентрации
Анализ вариации в рядах распределения целесообразно дополнить показателями дифференциации.
Для оценки дифференциации значений признака ряда используются децильный коэффициент дифференциации и коэффициент фондов.
Децильный коэффициентравен отношению девятой децили к первой децили. Децильный коэффициент широко применяют при измерении соотношения уровней дохода 10% наиболее обеспеченного и 10% наименее обеспеченного населения (в разах).
Коэффициент фондовравен отношению среднего уровня 10-й децили к среднему уровню 1-й децили. Он дает более точный уровень дифференциации.
Государственная статистика регулярно публикует коэффициент фондов для характеристики дифференциации доходов. Однако в исследовательской работе чаще используется децильный коэффициент дифференциации. Его применение особенно эффективно в случае, если, например, в распределении доходов в начале первого дециля присутствуют крайне низкие доходы, а десятый дециль завершается аномально высокими доходами, которые существенно влияют на сумму доходов в этих децилях. В такой ситуации правильнее применять децильный коэффициент дифференциации, а не коэффициент фондов.
К показателям дифференциации близки по значению показатели концентрации: коэффициент Джини и коэффициент Герфиндаля.
Коэффициент концентрации Джинирассчитывается по формуле:
, (6.27)
где pi– накопленная доля (частость) численности единиц ряда
qi – накопленная доля значений признака, приходящаяся на все единицы ряда со значеними признака не болееxi.2
Коэффициент Джини может принимать значения от 0 до 1, поэтому результат следует разделить либо на 100, если pi илиqiвыражен в процентах, либо на 10000, если оба показателя выражены в процентах. Чем больше концентрация признака, тем ближе коэффициент Джини к 1. Коэффициент Джини используют для характеристики степени неравномерности распределения совокупности (например, населения) по уровню признака (например, доходов).
Коэффициент Герфиндалявычисляется на основе данных о доле изучаемого признака вi-той группе в совокупном объеме признака:
или ,(6.28)
где – доля выручкиi-той группы в общем объеме всех значений признака;
–объём значений признака в i-той группе.
Показатель Нзависит от числа единиц в группах.
Пример 6.6. Имеются данные о полученной балансовой прибыли 50 крупнейших банков России (по состоянию на 01.01.1998 г.) (в млн. руб.):
1 |
- |
974,2 |
11 |
- |
188,8 |
21 |
- |
143,9 |
31 |
- |
85,4 |
41 |
- |
69,3 |
2 |
- |
609,2 |
12 |
- |
187,3 |
22 |
- |
134,6 |
32 |
- |
84,5 |
42 |
- |
66,4 |
3 |
- |
588,3 |
13 |
- |
186,8 |
23 |
- |
120,9 |
33 |
- |
82,4 |
43 |
- |
66,2 |
4 |
- |
562,9 |
14 |
- |
171,1 |
24 |
- |
112,2 |
34 |
- |
79,6 |
44 |
- |
59,7 |
5 |
- |
436,3 |
15 |
- |
167,9 |
25 |
- |
108,5 |
35 |
- |
74,3 |
45 |
- |
59,1 |
6 |
- |
432,5 |
16 |
- |
164,3 |
26 |
- |
101,6 |
36 |
- |
74,0 |
46 |
- |
58,3 |
7 |
- |
283,6 |
17 |
- |
160,3 |
27 |
- |
101,3 |
37 |
- |
73,5 |
47 |
- |
57,4 |
8 |
- |
265,8 |
18 |
- |
159,9 |
28 |
- |
97,4 |
38 |
- |
73,2 |
48 |
- |
53,8 |
9 |
- |
231,5 |
19 |
- |
157,5 |
29 |
- |
97,4 |
39 |
- |
73,0 |
49 |
- |
51,4 |
10 |
- |
211,7 |
20 |
- |
147,6 |
30 |
- |
92,0 |
40 |
- |
71,5 |
50 |
- |
51,2 |
Величина балансовой прибыли Сбербанка России на 01.07.97 – 4353,283 млн. руб.
-
Постройте вариационный ряд, образовав 7-8 интервалов произвольно.
-
Рассчитайте средний размер балансовой прибыли на один банк на основе средней арифметической, моды и медианы.
-
Рассчитайте показатели вариации.
-
Измерьте дифференциацию банков на основе децильного коэффициента и коэффициента фондов.
-
Рассчитайте коэффициент концентрации Джини и Герфиндаля.
Решение:
1. Распределение 50 банков РФ по размеру балансовой прибыли (БП) на 01.01.1998 г.
БП, млн. руб. xk-1-xk |
Коли-чество банков |
Сере-дина интер- вала xi |
xifi |
На-копл. час-тоты Vi, % |
На-копл. час-тос- ти pi |
Доля БП групп банков в общем объеме БП |
||||
fi |
в % к ито- гу |
на- раст. ито- гом, qi |
||||||||
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
50-60 |
7 |
14 |
55 |
385 |
7 |
14 |
0,042 |
0,042 |
0,02 |
116487 |
60-80 |
10 |
20 |
70 |
700 |
17 |
34 |
0,076 |
0,118 |
0,006 |
129960 |
80-100 |
6 |
12 |
90 |
540 |
23 |
46 |
0,059 |
0,177 |
0,003 |
53016 |
100-150 |
8 |
16 |
125 |
1000 |
31 |
62 |
0,109 |
0,286 |
0,012 |
27848 |
150-300 |
13 |
26 |
225 |
2925 |
44 |
88 |
0,318 |
0,604 |
0,101 |
21853 |
300-500 |
2 |
4 |
400 |
800 |
46 |
92 |
0,087 |
0,691 |
0,008 |
93312 |
500-800 |
3 |
6 |
650 |
1950 |
49 |
98 |
0,212 |
0,902 |
0,045 |
651468 |
800-1000 |
1 |
2 |
900 |
900 |
50 |
100 |
0,098 |
1,0 |
0,010 |
512656 |
Итого |
50 |
100 |
- |
9200 |
- |
- |
1 |
- |
0,187 |
1606600 |
2. Средние показатели:
а) средний размер балансовой прибыли на один банк рассчитаем по средней арифметической взвешенной:
б) моду рассчитаем по формуле (5.6):
.
Модальный интервал – 150-300, т.к. частота этого интервала, равная 13, является максимальной.
;
в) медиану рассчитаем по формуле (5.5):
.
Медианный интервал – 100-150, т.к. накопленная частота этого интервала, равная 31, - первая накопленная частота, превышающая половину суммы частот ряда.
3. Показатели вариации:
а) дисперсия (по формуле 6.6):
=;
б) среднее квадратическое отклонение (по формуле 6.7):
;
в) коэффициент вариации (по формуле 6.11):
V>35%, что свидетельствует о неоднородности совокупности.
4. Показатели дифференциации:
а) для нахождения децильного коэффициента определим вначале первый и девятый децили по формуле 5.4:
.
Интервал, соответствующий первому децилю, – 50-60, т.к. накопленная частота этого интервала, равная 7, первая накопленная частота, превышающая 0,1 суммы частот.
Интервал, соответствующий девятому децилю, – 300-500, т.к. накопленная частота этого интервала, равная 14, первая накопленная частота, превышающая 0,9 суммы частот.
Тогда децильный коэффициент составит: ;
б) т.к. 10% самых крупных и 10% самых мелких банков составляют одну и ту же величину (в нашем примере ), то фондовый коэффициент составит (по данным исходной таблицы):
.
5. Показатели концентрации:
а) коэффициент Джини рассчитаем по формуле 6.27, произведя предварительные расчеты
1,652 |
1,428 |
6,018 |
5,428 |
13,156 |
10,974 |
37,448 |
25,168 |
60,808 |
55,568 |
82,984 |
67,718 |
98 |
90,02 |
;
б) коэффициент Герфиндаля определим по формуле 6.28 (см. итог гр 9):
.
Пример 6.7.Для иллюстрации принципа расчета коэффициентов Джини и Герфиндаля воспользуемся данными выборочного обследования дневной выручки 20 продуктовых магазинов (тыс. руб.):
Номера мага-зинов i |
Значения признака (выручка магазина) хi |
Накоп-ленные значения признака |
Накоп-ленная доля значений признака qi |
Накоп-ленная доля численности единиц ряда: pi |
|
|
|
1 |
9 |
9 |
0,022 |
0,05 |
0,002 |
- |
0,0005 |
2 |
9 |
18 |
0,044 |
0,1 |
0,007 |
0,002 |
0,0005 |
3 |
11 |
29 |
0,071 |
0,15 |
0,014 |
0,007 |
0,0007 |
4 |
12 |
41 |
0,1 |
0,2 |
0,025 |
0,015 |
0,0009 |
5 |
15 |
56 |
0,137 |
0,25 |
0,041 |
0,027 |
0,0013 |
6 |
16 |
72 |
0,176 |
0,3 |
0,062 |
0,044 |
0,0015 |
7 |
17 |
89 |
0,218 |
0,35 |
0,087 |
0,065 |
0,0017 |
8 |
18 |
107 |
0,262 |
0,4 |
0,118 |
0,092 |
0,0019 |
9 |
19 |
126 |
0,308 |
0,45 |
0,154 |
0,123 |
0,0021 |
10 |
21 |
147 |
0,359 |
0,5 |
0,198 |
0,162 |
0,0026 |
11 |
21 |
168 |
0,411 |
0,55 |
0,246 |
0,205 |
0,0026 |
12 |
25 |
193 |
0,472 |
0,6 |
0,307 |
0,296 |
0,0037 |
13 |
25 |
218 |
0,533 |
0,65 |
0,373 |
0,320 |
0,0037 |
14 |
26 |
244 |
0,597 |
0,7 |
0,447 |
0,388 |
0,0040 |
15 |
26 |
270 |
0,66 |
0,75 |
0,528 |
0,462 |
0,0040 |
16 |
26 |
296 |
0,724 |
0,8 |
0,615 |
0,543 |
0,0040 |
17 |
26 |
322 |
0,787 |
0,85 |
0,709 |
0,630 |
0,0040 |
18 |
27 |
349 |
0,853 |
0,9 |
0,811 |
0,725 |
0,0044 |
19 |
30 |
379 |
0,927 |
0,95 |
0,927 |
0,834 |
0,0054 |
20 |
30 |
409 |
1,0 |
1,0 |
- |
0,95 |
0,0054 |
|
5,670 |
5,584 |
0,05528 |
Коэффициент Джини равен 0,086, что свидетельствует о невысоком уровне концентрации выручки магазинов. Значение коэффициента Герфиндаля, равное 0,05528, подтверждает этот вывод.
Следует отметить, что приведенные расчеты носят исключительно иллюстративный характер, поскольку экономический смысл коэффициентов Джини и Герфиндаля наиболее полно проявляется лишь при проведении сравнений исследуемых явлений во времени и в пространстве. Например, коэффициента Джини для характеристики дифференциации доходов населения в различных регионах РФ или странах, коэффициента Герфиндаля для характеристики концентрации производства, капитала. Основное достоинство коэффициента Герфиндаля – его высокая чувствительность к изменению в суммарном обороте долей крупнейших участников, что позволяет отслеживать концентрацию рыночного оборота и реагирует на число участников рынка. Коэффициент Герфиндаля может быть использован в качестве меры диверсификации кредитного портфеля банка. Чем меньше значение коэффициента Герфиндаля, т.е. чем больше диверсифицирован кредитный портфель, тем ниже могут быть требования по капиталу к кредитному портфелю.
Источник видео: https://www.youtube.com/watch?v=zmzntFWB_fE
Источник конспекта: http://www.studfiles.ru/preview/2917765/page:2/
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.