Налоги и налогообложение. Оптимизация налогового администрирования в РФ.
Налоги и налогообложение. Оптимизация налогового администрирования в РФ.
Комментарии преподавателя
Налоги и налогообложение. Оптимизация налогового администрирования в РФ
Понятие «налоговое администрирование» тесно связано с термином «налоговая администрация». Налоговая администрация включает в себя законодательные и исполнительные органы, обладающие определенными полномочиями в сфере налоговых отношений. Государственные органы, входящие в состав налоговой администрации, являются участниками налоговых отношений. Налоговое администрирование представляет собой процесс функционирования налоговой администрации на каждом его этапе: от планирования деятельности до анализа полученных результатов. Налоговое администрирование также можно охарактеризовать, как одну из управленческих функций государственной системы.
https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=b94ce0b1d41dbbddd609b1c2735b24ac&n=33&h=215&w=465
http://zadocs.ru/pars_docs/refs/1/230/230_html_m71ed7ada.gif
Недостатки налогового администрирования приводят к уменьшению доходов бюджета, повышают уровень нарушений в сфере налогообложения, развивают «теневую экономику». Налоговое администрирование включает в себя налоговое законодательство, нормы которого регламентируют налоговые отношения в стране. Нормативно-правовые документы законодательства о налогах и сборах также определяют ответственность за нарушение установленных правил.
Налоговое администрирование решает следующие задачи:
- 1) долгосрочное и краткосрочное планирование налоговых поступлений;
- 2) оптимизация налогообложения в соответствии с тенденциями развития экономики;
- 3) разработка экономических обоснований существующих налогов и сборов.
На сегодняшний день в налоговом администрировании в Российской Федерации наблюдаются следующие проблемы.
- Проблемы в законодательстве о налогах и сборах. Проблемы в налоговом законодательстве вызваны его нестабильностью и противоречивостью. В нормативно-правовые акты, регулирующие сферу налогообложения, с частой периодичностью вносятся изменения. Также в законодательстве о налогах и сборах есть несколько пробелов, которые порождают схемы уклонения от налогов. Таким образом, налоговое законодательство России не выполняет свою основную функцию: соблюдение законодательства о налогах и сборах всеми участниками налоговых отношений.
- Проблемы в налоговой культуре. Проблемы в налоговой культуре вызваны тем, что не существует достаточного баланса между интересами налоговой администрации и хозяйствующих субъектов. Налогоплательщики делают все возможное, чтобы минимизировать налоговую нагрузку. Многие налогоплательщики экономически неграмотны. Экономическую неграмотность налогоплательщиков можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, налоговые органы недостаточно качественно исполняют функции по информированию о действующих налогах и сборах, а, с другой стороны, налогоплательщики игнорируют установленные нормы и правила в сфере налогообложения. Многие проблемы в налоговой культуре подкрепляются негативным, грубым и предвзятым отношением должностных лиц налоговых органов. Некорректное поведение налоговых органов влечет за собой недоверие налогоплательщиков.
- Проблемы в организации. Для эффективного функционирования налоговых органов требуется выполнение следующих условий:
- 1) высокая квалификация должностных лиц налоговых органов;
- 2) использование в работе современного программного обеспечения, позволяющего оптимизировать большинство процессов обмена информацией;
- 3) развитие горизонтальных и вертикальных форм взаимодействия налоговых органов между собой.
На современном этапе существуют проблемы при взаимодействии государственных и налоговых органов, в результате чего налогоплательщики получают уведомления об оплате налогов с опозданием. Для повышения эффективности работы налоговых органов проводится их информатизация и модернизация. Реформирование налоговой системы частично решило проблему информатизации налоговых органов. Большой объем информации, который ежедневно приходится обрабатывать должностным лицам налоговых органов, связан с увеличением количества налогоплательщиков, введением новых налогов, а также предоставлением значительного числа первичных документов, подтверждающих данные для расчета налогов. Организация доступа к базам данных требует модернизации информационного процесса.Процесс модернизации включает в себя оснащение рабочих мест результатами научно-практических достижений. Стратегия модернизация была утверждена в 1999 году. В этом же году были выделены приоритетные направления модернизации налоговых органов. В первую очередь налоговые органы сопоставили задекларированные доходы физических лиц с предоставленными справками о доходах, в результате чего доначисленные налоги составили более 1,3 миллиарда рублей, объем собранных налогов увеличился в 1,5 раза по сравнению с предыдущим годом, а издержки на обработку информации сократились. В 2000 году на региональном уровне стали создаваться центры обработки данных (ЦОД), в результате чего налоговые органы получили возможность оперативного доступа к необходимой информации, что повысило производительность труда.На современном этапе процесс модернизации ставит перед собой следующие цели:
- 1) автоматизация отдельных процессов и снижение нагрузки отдельных должностных лиц налоговых органов;
- 2) повышение уровня электронного обслуживания налогоплательщиков, например, развитие интернет-ресурса, круглосуточной информационной поддержки налогоплательщиков;
- 3) создание удобного и быстрого доступа к базам данным;
- 4) организация систем внутреннего контроля налогового администрирования.
Обобщение
http://isfic.info/images/tax22.gif
http://refdb.ru/images/1205/2408312/3e11b3.gif
ИСТОЧНИК
http://free.megacampus.ru/xbookM0028/index.html?go=part-010*page.htm
https://www.youtube.com/watch?v=KJsQsfI4DIY
http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/chto_vklyuchaet_v_sebya_nalogovoe_administrirovanie/
http://download.myshared.ru/Rw3De4dB52ObLMAlR_4vhA/1466750183/511799.ppt
http://data.iplayer.fm/file