Налоги и налогообложение. Встречная налоговая проверка.

Налоги и налогообложение. Встречная налоговая проверка.

Комментарии преподавателя

Налоги и налогообложение. Встречная налоговая проверка.

                   http://taxcom.maxufa.ru/wp-content/uploads/2015/08/1420795155_biznes.png

Встречная налоговая проверка  выступает еще одной формой налогового контроля.

Встречная налоговая проверка — такого термина нет в нынешней редакции Налогового кодекса РФ. Однако встречные налоговые проверки проводятся инспекциями и правоохранительными органами довольно активно. 

                            http://forexaw.com/static/previews 

Понятие «встречная налоговая проверка» в действительности существовало, но до 01.01.2007, когда из абз. 2 ст. 87 НК РФ было исключено такое дополнительное мероприятие налогового контроля, проводимое при осуществлении камеральных или выездных налоговых проверок.

Суть его была проста: налоговая инспекция запрашивала документы у контрагентов проверяемого налогоплательщика, а затем сравнивала полученные сведения с теми, которые были отражены в документах организации.

Однако взамен термина «встречная проверка», исключенного из НК РФ, в кодекс введена новая статья 93.1. Она предусматривает запрашивание информации и документов о налогоплательщике и по конкретным сделкам. При этом в рамках таких запросов у налоговых органов полномочий стало существенно больше.

Тем не менее в деловой практике такие мероприятия по-прежнему называют встречной налоговой проверкой, поскольку суть их не изменилась: истребование документов и информации у третьих лиц для проверки достоверности сведений, отраженных у проверяемого налогоплательщика.

Как правило, встречная налоговая проверка проводится в рамках камеральной или выездной налоговой проверок либо после их окончания. Сущность встречной налоговой проверки заключается в получении необходимой информации о налогоплательщике. Необходимость встречной налоговой проверки обуславливается тем, что для вынесения решения по факту проверки налоговым органам могут понадобиться дополнительные сведения, подтверждающие достоверность данных, полученных от налогоплательщика.

                            http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/38/37123/img17.jpg

Дополнительная информация о налогоплательщике может понадобиться налоговым органам в следующих случаях.

  1. Имеются основания полагать, что проверяемое лицо уклоняется от налогообложения, применяя специальные налоговые схемы.
  2. Имеются основания полагать, что проверяемое лицо предоставило неподлинные документы или данные в них недостоверны.
  3. Имеются основания полагать, что сделки имеют фиктивный характер либо фиктивные сделки были замечены ранее.
  4. Имеются основания полагать, что проверяемое лицо не оприходует товарно-материальные ценности, выручку и денежные средства на счетах бухгалтерского учета.

Проведение встреченных налоговых проверок на практике встречается, если проверяемые лица отклоняются от обычных и стандартных операций, а именно: проводят взаимозачеты, уступки и переуступки прав требований по обязательствам, бартерные операции, безвозмездно оказывают услуги и т.д.

Право проведения встречной налоговой проверки регламентируется Налоговым кодексом Российской Федерации. В статье 87 указанного нормативно-правового акта говорится, что налоговые органы могут истребовать необходимую информацию у налогоплательщика или иных лиц, если появится необходимость. С этой целью составляется письменное требование налогового органа, в рамках которого уполномоченные лица вправе истребовать документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.

Требование о предоставлении документов должно быть мотивированным.

В таком требовании должна содержаться следующая информация:

  • 1) полное наименование организации;
  • 2) ИНН и КПП;
  • 3) обоснование направления требования;
  • 4) вид налоговой проверки, в рамках которой возникла необходимость получения дополнительной информации о финансово-хозяйственной деятельности проверяемого лица;
  • 5) полное наименование организации, а также ее реквизиты, проведение проверки которой вызвало необходимость получения дополнительных сведений;
  • 6) срок предоставления документов;
  • 7) перечень необходимых документов;
  • 8) вид необходимых документов (как правило, заверенные копии);
  • 9) обозначение ответственности за непредоставление документов со ссылками на законодательство;
  • 10) подпись руководителя налогового органа или иного уполномоченного лица.

Требование о предоставлении документов должно быть исполнено в течение пяти дней. Непредоставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, затребованных налоговыми органами влечет за собой взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредоставленный документ, если подобное деяние не содержит признаков налоговых правонарушений. В случае отказа организации предоставить имеющиеся у нее документами со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а также другое уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными данными влечет за собой взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей, если подобное деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах.

Документы предоставляются в виде копий, заверенных в установленном порядке. Представителем юридического лица является его руководитель, поэтому именно он на каждом листе ставит печать, подпись, пишет «Копия верна», а также указывает должность и инициалы.

Избежать штрафов вовремя встречной проверки возможно путем своевременного реагирования на запросы налоговых органов. Если по каким-либо причинам не получается уложиться в установленный срок, следует составить письмо, в котором нужно указать причины, по которым документы не будут предоставлены своевременно, и указать срок, к которому они будут подготовлены.

Налогоплательщик может не знать, что в отношении его проводится встречная налоговая проверка. Таким образом, встречные налоговые проверки выступают гибким и оперативным методом сопоставления первичных документов проверяемого лица и его контрагентов.

Встречная налоговая проверка возможна и по инициативе налогоплательщика. Это обусловлено тем, что налогоплательщик может не согласиться с результатами проведенной проверки. В данной ситуации налогоплательщик, ознакомившись с актом, имеет право написать акт разногласий, в котором указываются все возражения. В акте разногласий налогоплательщик должен отразить собственное мнение по обсуждаемому вопросу, а также обозначить ошибки и недочеты проверяющих. Немаловажно, что налогоплательщик обязан предложить способы и методы проведения проверки, посредством которых возможно получить верные результаты. В акте разногласий также должна содержаться информация о том, какие важные для сути вопроса источники не были исследованы. В этом случае встречная налоговая проверка будет проводиться не в рамках камеральной или выездной налоговой проверок, а в качестве дополнительного мероприятия налогового контроля.

ИСТОЧНИК

http://free.megacampus.ru/xbookM0028/index.html?go=part-010*page.htm

http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/vstrechnaya_proverka/osobennosti_provedeniya_vstrechnoj_nalogovoj_proverki/

https://www.youtube.com/watch?v=H6_qM0MVPYg

https://www.youtube.com/watch?v=seBqAyyICpg

http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_proverka/vstrechnaya_proverka/osobennosti_provedeniya_vstrechnoj_nalogovoj_proverki/

http://data.iplayer.fm/file

 

Файлы