Типология корпоративных культур
Типология корпоративных культур
Комментарии преподавателя
В современной теории менеджмента принято описывать структуру корпоративной культуры в соответствии с концепцией Э. Шейна :
Артефакты |
На этом уровне корпоративной культуры человек сталкивается с физическими проявлениями культуры, такими как интерьер офиса, наблюдаемые «образцы» поведения сотрудников, «язык» организации, ее традиции, обряды и ритуалы. Другими словами, «внешний» уровень культуры дает человеку возможность почувствовать, увидеть и услышать то, какие условия в организации созданы для ее сотрудников, и то, как люди в этой организации работают и взаимодействуют друг с другом |
Провозглашаемые ценности |
Это тот уровень корпоративной культуры, изучение которого дает понять, почему в организации существуют именно такие условия для работы, отдыха сотрудников и обслуживания клиентов, почему люди в этой организации демонстрируют такие образцы поведения. Другими словами — это ценности и нормы, принципы и правила, стратегии и цели, определяющие внутреннюю и отчасти внешнюю жизнь организации и формирование которых является прерогативой топ-менеджеров. Они могут быть как закрепленными в инструкциях и документах, так и не закрепленными. Главное, чтоб их реально принимали и разделяли работники |
Базовые представления |
Это определенные рамки восприятия человеком окружающей действительности и существования в ней, то, как этот человек видит, понимает происходящее вокруг него, как он считает правильным поступать в различных ситуациях. Здесь преимущественно речь идет о базовых предположениях (ценностях) менеджеров. Поскольку именно они своими реальными действиями формируют организационные ценности, нормы и правила |
Элементы корпоративной культурыЭ. Шейн выделял следующие элементы корпоративной культуры.
Символика и девиз |
Символика и девиз — простые, запоминающиеся и смыслоемкие элементы отличия, одновременно обращенные к внешней среде |
Мифы и герои |
Яркие случаи из рабочей практики, связанные с кем-то из сотрудников или руководителей-основателей компании, ее старожилами |
Миссия |
Миссия отражает смысл существования компании, характер взаимоотношения с внешней средой. Грамотно сформулированная миссия характеризует устремления компании в своей сфере деятельности, то положительное зерно, которое оно привносит в мир |
Ценности |
Ценности предопределяют характер целей, которые ставит перед организацией ее руководство. Для клиентоориентированной компании основными ценностями должны быть: открытость, ориентация на клиента и долгосрочные с ним отношения, удовлетворение его ожиданий, высокое качество предоставляемых продуктов или услуг |
Нормы и правила поведения |
Как правило, основной свод правил и норм поведения, стандартов взаимоотношений как внутри организации, так и с клиентами, фиксируется компаниями в виде официальных документов: положений, этических кодексов, инструкций. Во многих компаниях принято обращение между всеми сотрудниками только по имени, что создает более свободную атмосферу |
Стиль управления и кадровая политика |
Каждый руководитель создает свой стиль управления, который часто зависит от личных качеств, а не требований внешней и внутренней среды |
Типы корпоративных культурОдной из самых известных является типология корпоративных культур К. Камерона и Р. Куинна , которые на основе индикаторов гибкости или стабильности, внутренней или внешней ориентации выделяют четыре типа корпоративных культур.
Иерархическая (бюрократическая) |
Культура армии, университетов, промышленных предприятий. Цель такой компании — поддержание стабильности и формализация отношений. В рабочем процессе высока роль процедур |
Рыночная |
Организация ориентирована на результат, стремление побеждать. В таких компаниях поощряется внутренне соперничество. Хороша на этапе бурного развития, захвата рынков |
Клановая |
Организация похожа на большую семью, связывающую всех сотрудников преданностью, дружбой и традицией. При чрезмерном развитии превращается в «безответственный загородный клуб» |
Адхократическая |
Предпринимательское и творческое место работы. Сотрудниками движет новаторство, готовность идти на риск. Организация поощряет личную инициативу и свободу |
Существует еще одна очень известная типология корпоративных культур, которая принадлежит Дж. Зонненфельду . Он выделяет следующие типы культур.
Бейсбольная команда |
В ней ключевые успешные сотрудники считают себя «свободными игроками», за них между работодателями ведется активная конкуренция на рынке рабочей силы. Работников с невысокими личностными и профессиональными показателями быстро увольняют по инициативе работодателей |
Клубная культура |
Характеризуется лояльностью, преданностью и сработанностью сотрудников, командной работой. Стабильные и безопасные условия способствуют поощрению возраста сотрудников, опыта и должностного преимущества. Карьерный рост происходит медленно и постепенно. От работника ожидают, что на каждом новом уровне он должен постигнуть все тонкости данной работы и овладеть мастерством, поэтому работники имеют широкий профессиональный кругозор |
Академическая культура |
В компании с этим типом культуры набирают новых молодых сотрудников, которые проявляют интерес к долговременному сотрудничеству и согласны медленно продвигаться по служебной лестнице. В отличие от «клубной культуры», работники здесь редко переходят из одного отдела в другой или из одного направления в другое. Основанием для поощрения и продвижения являются хорошая работа и профессиональное мастерство. Подобная культура ограничивает широкое развитие личности сотрудника и препятствует внутриорганизационной кооперации |
Оборонная культура |
В компании с этой культурой нет гарантии постоянной работы, нет возможности для профессионального роста, так как компаниям часто приходится подвергаться реструктуризации и сокращать свой персонал, чтобы адаптироваться к новым внешним условиям. Такая культура губительна для работников, но при этом представляет прекрасные возможности для некоторых уверенных в своих силах менеджеров, которые любят принимать вызов |
Под корпоративной культурой принято понимать систему материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющееся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды.Поделиться…Кроме этого, среди множества типологий культуры можно выделить типологию, в которой выделяют следующие виды культуры.
Культура власти |
Для организации с такой культурой характерны: • высокий уровень централизации власти; • зависимость принимаемых решений от людей, находящихся в центре структуры; • свойственна небольшим организациям, поскольку зависит от способности лидеров быстро реагировать на внешние и внутренние вызовы; • наличие линейной и жесткой организационной структуры; • исключительная роль лидера в управлении и развитии компании; • источники власти лидеров зависят от наличия у них определенных ресурсов; • от персонала в первую очередь требуется личная преданность |
Культура роли |
Для организации с такой культурой характерны: • ориентация на сложившиеся традиции и обычаи; • невосприимчивость к нововведениям; • строгая специализация подразделений; • исключительная роль правил и инструкций; • основной источник власти — функциональное место, роль уполномоченного лица в корпоративной иерархии; • подходит для организации, функционирующей в стабильной среде и выпускающей стандартный набор продукции длительный срок; • характерна для бюрократических организаций; • характерна для организаций, где профессионализм и техническая компетентность в отдельных функциях важнее гибкости и инновационности |
Культура задачи |
Для организации с такой культурой характерны: • ориентация на реализацию конкретного проекта или работы; • ориентация на достижение наибольшей эффективности за счет интеграции ресурсов и работников, которые отождествляют себя с целями организации, стремятся к наилучшему коллективному результату; • статус командного результата выше, чем индивидуальные цели; • высокая адаптивность к изменениям во внешней среде; • наличие матричной структуры организации; • зависимость от обеспеченности ресурсами и, в первую очередь, высококвалифицированного персонала |
Культура личности |
Для организации с такой культурой характерны: • ориентация на важность и ценность личности человека в организации; • ориентация на формирование деловой активности работников и установление межличностных контактов; • источник власти — сила убеждения; • объединение людей не для решения задач, а для достижения целей работников; • власть основывается на близости к ресурсам, профессионализме и способности договариваться; • власть и контроль носят координирующий характер; • зависит от высокой личной культуры и профессионализма персонала |
ИСТОЧНИКИ
https://www.youtube.com/watch?v=rDu7rQtIGXI
http://free.megacampus.ru/xbookM0022/index.html?go=part-019*page.htm
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.