Структура процесса коммуникации
Структура процесса коммуникации
Комментарии преподавателя
Коммуникативный процесс — это взаимодействие между различными субъектами коммуникации , при котором осуществляется обмен информацией.Качественное управление в организации зависит от того, насколько эффективно будут обеспечиваться все условия, требуемые для формулирования и получения информации.Структура коммуникацииПроцесс коммуникации состоит из следующих элементов.
Отправитель |
Человек (или группа), отправляющий сообщение, передающий информацию получателю |
Сообщение |
Послание, содержащее данные с определенным значением |
Получатель |
Адресат (человек или группа), которому предназначено сообщение |
Канал коммуникации |
Средство (или система средств), с помощью которого происходит передача сообщения |
«Шум» |
Вся совокупность внешних (из среды) и внутренних помех, искажающих информацию, предназначенную для коммуникации |
Обратная связь |
Информация от получателя к отправителю, служащая для индикации степени понятности сообщения |
Коррекция |
Изменения, вносимые в первоначальную информацию отправителем в целях обеспечения ее понятности получателю |
Этапы коммуникацииСам коммуникативный процесс проходит следующие стадии.
1 |
Возникновение намерения |
Зарождение и формулировка идеи, информацию о которой отправитель затем делает сообщением |
2 |
Оформление содержания сообщения |
Кодирование информации и выбор способа (канала) для ее передачи |
3 |
Передача |
Акт передачи сообщения от отправителя к получателю |
4 |
Декодирование |
Превращение сообщения в имеющую смысл форму |
5 |
Обратная связь |
Демонстрирование получателем отправителю реакции на полученное сообщение |
Характеристики обратной связиПри работе с подчиненными руководитель должен уметь правильно оформлять содержание сообщения, а также адекватно использовать каналы информации для передачи сообщений. Однако ключевой навык, которым должен обладать руководитель, — это навык правильного предоставления обратной связи подчиненному. Одна из основных задач руководителя состоит в том, чтобы не просто давать сотруднику обратную связь, но и в том, чтобы эта обратная связь вела к увеличению результативности подчиненного. Для этого используется развивающая обратная связь.Развивающая обратная связьРазвивающая обратная связь — информация о нежелательных действиях работника, которую руководитель сообщает ему для того, чтобы он изменил свои действия в будущем.Культура использования развивающей обратной связи в качестве инструмента развития подчиненных является основной компетенцией руководителя в процессе развития подчиненных.Поделиться…Обратная связь нацелена не на количественно выраженный результат, а на способ его получения.При предъявлении обратной связи оцениваются не личные качества и не личность в целом, а определенные действия работника в конкретных производственных ситуациях.Культура использования развивающей обратной связи в качестве инструмента развития подчиненных является основной компетенцией руководителя в процессе развития подчиненных.Развивающая обратная связь:
- повышает уровень самостоятельности подчиненного;
- повышает уровень ответственности подчиненного за результаты;
- является условием делегирования работнику результата и соответственно влияет на результативность работников.
Принципы предоставления обратной связиПринципами обратной связи являются следующие.
Принцип |
Содержание |
Своевременность |
Относится к недавней ситуации, которая еще свежа в памяти у руководителя и у другого участника обратной связи |
Сбалансированность |
Руководитель придерживается баланса критики и похвалы, начинает разговор с позитивных моментов («Вы выполняете работу быстро и без грубых ошибок»), затем указывает на недостатки действий работника, а не его личности, после чего переходит к рекомендациям |
Диалогичность |
Руководитель запрашивает у сотрудника самооценку произведенных им действий, вовлекая тем самым сотрудника в конструктивный диалог. Рекомендации по изменению действий работника формулируются совместно руководителем и подчиненным |
Конкретность |
Описывает конкретный пример поведения, который зависит от человека; не содержит огульного обобщения. Обратная связь руководителя должна быть направлена не на личность, а на конкретные действия, как бы «отчужденные» от личности исполнителя |
Указание на последствия |
Указывает на последствия данного поведения: как оно влияет на руководителя, на других, на рабочий процесс |
Направленность на развитие |
Предлагает варианты поведения, которые руководитель хотел бы видеть в будущем. Совместно с подчиненным продумываются варианты более эффективных и успешных действий (поведения) |
Алгоритм предоставления развивающей обратной связиОбратная связь руководителя дается работнику во время беседы, посвященной оценке результатов его деятельности за определенный период.Алгоритм предоставления развивающей обратной связи состоит из следующих шагов.
№ |
Шаг |
Рекомендация |
1 |
Обозначить цель встречи |
Обозначить цель встречи — «обсуждение действий подчиненного» |
2 |
Отметить позитивные моменты |
Отметить позитивные моменты, имеющие отношение к теме встречи. Стремиться к сбалансированности обратной связи. |
3 |
Указать на действия |
Безоценочно указать на конкретные действия подчиненного в конкретной ситуации |
4 |
Запросить самооценку |
Запросить у подчиненного его оценку этих действий. Обеспечить диалогичность обратной связи |
5 |
Дать свою оценку |
Дать свою оценку этим действиям. Фокусироваться на конкретных действиях, избегать оценок личности |
6 |
Обосновать необходимость изменения |
Обосновать необходимость изменения способа действий. Указать на последствия. «Продать идею» необходимости действовать по-другому |
7 |
Дать рекомендации |
Сформулировать конкретные рекомендации по изменению способа действий. Стремиться к тому, чтобы обратная связь была развивающей |
https://www.youtube.com/watch?v=S5lospB3K5s
http://free.megacampus.ru/xbookM0021/index.html?go=part-002*page.htm
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.