Структура процесса коммуникации

Структура процесса коммуникации

Комментарии преподавателя

Коммуникативный процесс  — это взаимодействие между различными субъектами коммуникации , при котором осуществляется обмен информацией.Качественное управление в организации зависит от того, насколько эффективно будут обеспечиваться все условия, требуемые для формулирования и получения информации.Структура коммуникацииПроцесс коммуникации состоит из следующих элементов.

Отправитель

Человек (или группа), отправляющий сообщение, передающий информацию получателю

Сообщение

Послание, содержащее данные с определенным значением

Получатель

Адресат (человек или группа), которому предназначено сообщение

Канал коммуникации

Средство (или система средств), с помощью которого происходит передача сообщения

«Шум»

Вся совокупность внешних (из среды) и внутренних помех, искажающих информацию, предназначенную для коммуникации

Обратная связь

Информация от получателя к отправителю, служащая для индикации степени понятности сообщения

Коррекция

Изменения, вносимые в первоначальную информацию отправителем в целях обеспечения ее понятности получателю

Этапы коммуникацииСам коммуникативный процесс проходит следующие стадии.

1

Возникновение намерения

Зарождение и формулировка идеи, информацию о которой отправитель затем делает сообщением

2

Оформление содержания сообщения

Кодирование информации и выбор способа (канала) для ее передачи

3

Передача

Акт передачи сообщения от отправителя к получателю

4

Декодирование

Превращение сообщения в имеющую смысл форму

5

Обратная связь

Демонстрирование получателем отправителю реакции на полученное сообщение

Характеристики обратной связиПри работе с подчиненными руководитель должен уметь правильно оформлять содержание сообщения, а также адекватно использовать каналы информации для передачи сообщений. Однако ключевой навык, которым должен обладать руководитель, — это навык правильного предоставления обратной связи подчиненному. Одна из основных задач руководителя состоит в том, чтобы не просто давать сотруднику обратную связь, но и в том, чтобы эта обратная связь вела к увеличению результативности подчиненного. Для этого используется развивающая обратная связь.Развивающая обратная связьРазвивающая обратная связь  — информация о нежелательных действиях работника, которую руководитель сообщает ему для того, чтобы он изменил свои действия в будущем.Культура использования развивающей обратной связи в качестве инструмента развития подчиненных является основной компетенцией руководителя в процессе развития подчиненных.Поделиться…Обратная связь нацелена не на количественно выраженный результат, а на способ его получения.При предъявлении обратной связи оцениваются не личные качества и не личность в целом, а определенные действия работника в конкретных производственных ситуациях.Культура использования развивающей обратной связи в качестве инструмента развития подчиненных является основной компетенцией руководителя в процессе развития подчиненных.Развивающая обратная связь:

  • повышает уровень самостоятельности подчиненного;
  • повышает уровень ответственности подчиненного за результаты;
  • является условием делегирования работнику результата и соответственно влияет на результативность работников.

Принципы предоставления обратной связиПринципами обратной связи  являются следующие.

Принцип

Содержание

Своевременность

Относится к недавней ситуации, которая еще свежа в памяти у руководителя и у другого участника обратной связи

Сбалансированность

Руководитель придерживается баланса критики и похвалы, начинает разговор с позитивных моментов («Вы выполняете работу быстро и без грубых ошибок»), затем указывает на недостатки действий работника, а не его личности, после чего переходит к рекомендациям

Диалогичность

Руководитель запрашивает у сотрудника самооценку произведенных им действий, вовлекая тем самым сотрудника в конструктивный диалог. Рекомендации по изменению действий работника формулируются совместно руководителем и подчиненным

Конкретность

Описывает конкретный пример поведения, который зависит от человека; не содержит огульного обобщения. Обратная связь руководителя должна быть направлена не на личность, а на конкретные действия, как бы «отчужденные» от личности исполнителя

Указание на последствия

Указывает на последствия данного поведения: как оно влияет на руководителя, на других, на рабочий процесс

Направленность на развитие

Предлагает варианты поведения, которые руководитель хотел бы видеть в будущем. Совместно с подчиненным продумываются варианты более эффективных и успешных действий (поведения)

Алгоритм предоставления развивающей обратной связиОбратная связь руководителя дается работнику во время беседы, посвященной оценке результатов его деятельности за определенный период.Алгоритм предоставления развивающей обратной связи  состоит из следующих шагов.

Шаг

Рекомендация

1

Обозначить цель встречи

Обозначить цель встречи — «обсуждение действий подчиненного»

2

Отметить позитивные моменты

Отметить позитивные моменты, имеющие отношение к теме встречи. Стремиться к сбалансированности обратной связи.

3

Указать на действия

Безоценочно указать на конкретные действия подчиненного в конкретной ситуации

4

Запросить самооценку

Запросить у подчиненного его оценку этих действий. Обеспечить диалогичность обратной связи

5

Дать свою оценку

Дать свою оценку этим действиям. Фокусироваться на конкретных действиях, избегать оценок личности

6

Обосновать необходимость изменения

Обосновать необходимость изменения способа действий. Указать на последствия. «Продать идею» необходимости действовать по-другому

7

Дать рекомендации

Сформулировать конкретные рекомендации по изменению способа действий. Стремиться к тому, чтобы обратная связь была развивающей

https://www.youtube.com/watch?v=S5lospB3K5s

http://free.megacampus.ru/xbookM0021/index.html?go=part-002*page.htm

Файлы

Нет дополнительных материалов для этого занятия.