Построение системы эффективной коммуникации в организации
Построение системы эффективной коммуникации в организации
Комментарии преподавателя
Прежде чем приступать к совершенствованию внутриорганизационных коммуникаций, руководителям следует выяснить проблемную зону и причины возникновения «плохих» коммуникаций.Следует прояснить:
- какие барьеры существуют в нисходящих, восходящих и горизонтальных коммуникациях;
- в чем причина возникающих барьеров — в отправителе (кодировании), получателе (декодировании), каналах коммуникаций;
- как сказываются существующие проблемы на производственных процессах;
- в каких процессах наблюдается наибольший ущерб.
Успешные коммуникации являются залогом успешной деятельности организации.Поделиться…Исследования проводятся чаще всего в следующих формах:
- опрос сотрудников;
- индивидуальные беседы с сотрудниками;
- проведение фокус-групп с сотрудниками.
Барьеры в коммуникацииМожно выделить следующие барьеры в коммуникациях.
Личностные |
Проблемы, возникающие из-за личностных характеристик коммуницирующих людей (психологические комплексы, патологии, опасения, интересы и т.п.) |
Физические |
Проблемы, связанные с материальной средой коммуникации (шумное помещение) |
Семантические |
Проблемы, возникающие по причине неправильного придания или восприятия значения и смысла передаваемых сообщений |
Организационные |
Проблемы, связанные с каналами коммуникации между подразделениями организации, бюрократическими процедурами, бизнес-процессами и т.п. |
Различия в статусе |
Проблемы, возникающие по причине принадлежности участников коммуникации к разным уровням социальной иерархии |
Культурные |
Проблемы, вызванные принадлежностью участников коммуникации к разным культурам, вызывающие взаимное непонимание и напряжение |
Временные |
Проблемы, возникающие из-за нехватки времени на коммуникацию |
Коммуникативные перегрузки |
Проблемы, возникающие по причине невозможности переработать избыточно поступающую информацию |
Нежелание делиться информацией |
Проблемы, возникающие по причине нежелания одной из сторон коммуникации делиться информацией из-за возможной потери власти или других ресурсов |
Методы повышения эффективности внутриорганизационных коммуникацийДля повышения эффективности внутриорганизационных коммуникаций можно обратиться к следующим методам.
- Для нисходящих коммуникаций
Рабочий инструктаж
Информирование работника о целях, порядке выполнения работ, использовании средств и т.п.
Обратная связь по результатам деятельности
Ответная реакция руководителя на качество выполненного задания, позволяющая подчиненному откорректировать свои действия в дальнейшем
Информирование и новости
Сообщения о происходящих в компании изменениях. Эти сообщения должны упреждать событие, а не следовать за ним. Существует множество инструментов сообщения новостей подчиненным:
• листок новостей — рассылка новостей по электронной почте, размещение на корпоративном портале, сообщения в блогах руководителей и т.п.;
• бюллетени для менеджеров;
• ежегодные отчеты сотрудников;
• доски объявлений;
• страница компании в Интернете;
• общие собрания работников, корпоративные конференции и т.п.
Социальная поддержка
Забота, внимание, выражение уважения руководителя по отношению к подчиненному
- Для восходящих коммуникаций
Вопросы к сотрудникам
Заинтересованные вопросы, которые задает руководитель подчиненным с целью получить от них доверительную информацию о волнующих сотрудника вопросах
Собрания сотрудников
Встречи руководителей с подчиненными, в ходе которых сотрудники могут высказаться о волнующих их вопросах
Политика открытых дверей
Организация возможности обращения рядовых сотрудников к вышестоящему начальству. Может быть осуществлена в разных формах: от специально отведенного времени приемов до создания специального адреса электронной почты для приема писем подчиненных
Умение активно слышать
Умение слышать не только непосредственно сообщаемую информацию, но и информацию, содержащуюся в невербальной коммуникации
Участие в социальных группах
Участие руководителей в неформальных мероприятиях наравне с подчиненными — на корпоративных вечеринках, спортивных соревнованиях и т.п.
Ответственный за разрешение трудовых споров
Введение должности сотрудника, который отвечает за работу с жалобами, запросами, требованиями сотрудников
- Для горизонтальных коммуникаций существуют следующие формы развития коммуникаций .
Временные и целевые команды
Временное объединение сотрудников различных подразделений для решения конкретных организационных (целевых) задач
Междисциплинарные группы
Регулярное создание команд специалистов различного профессионального профиля для решения инновационных и творческих задач
Профессиональные сообщества
Объединение специалистов одного профессионального профиля, но принадлежащих разным подразделениям, для решения задач по повышению эффективности производственных процессов
Социальные сети, блоги, желтые страницы и справочники служащих
Создание в организации различных средств электронной коммуникации, способствующих общению всех со всеми на различные темы
Организационные мероприятия
Мероприятия развлекательного или мотивирующего характера, в которых могут участвовать все члены организации вне зависимости от принадлежности к подразделениям или к уровню иерархии
Совещания
Регулярные совещания руководителей всех подразделений, где будут проясняться причины возникновения проблем в коммуникациях подразделений
«Открытый офис»
Общее офисное пространство, где не будет существовать физических барьеров при общении сотрудников различных подразделений
Успешные коммуникации являются залогом успешной деятельности организации.
ИСТОЧНИКИ
https://www.youtube.com/watch?v=tz9I-ft3azY
http://free.megacampus.ru/xbookM0021/index.html?go=part-002*page.htm
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.