6 класс. Всеобщая история. Средневековая литература
6 класс. Всеобщая история. Средневековая литература
Комментарии преподавателя
Городская литература складывалась одновременно с рыцарской (с конца XI в.). XII в. начался расцвет городской литературы. Горожане любили короткие рассказы в стихах, басни на бытовые темы.
Героями рыцарской литературы: басен и рассказов чаще всего становились ловкий, хитрый горожанин или веселый, находчивый крестьянин. Ваганты сочиняли стихи на латинском языке.
Герои рыцарской литературы: басен и рассказов в стихах неизменно оставляли в дураках своих противников - чванливых рыцарей и жадных монахов.
С городской литературой связаны стихи вагантов ( в переводе с латинского- бродяг).
Вагантами называли школяров и студентов, которые кочевали по городам и университетам в поисках новых преподавателей.
Ваганты в XII-XIV вв.кочевали по городам и университетам.
Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вийон.
Музыку к произведениям Франсуа Вийона сочиняют и современные композиторы.
С городской литературой связаны стихи вагантов - ( в переводе с латинского- бродяг) .Вагантами называли школяров и студентов, которые кочевали по городам и университетам Европы в поисках новых преподавателей. Наиболее прославился своими стихами французский вагант Франсуа Вийон, музыку к его произведениям сочиняют и современные композиторы. В XIII в. начинает клониться к закату рыцарская литература. Следствие этого - начало кризиса и деградации. А городская литература в отличие от рыцарской начинает интенсивные поиски новых идей, ценностей, новых художественных возможностей для выражения этих ценностей. Городская литература создаётся силами горожан. А в городах в средние века жили, прежде всего, ремесленники и торговцы. В городе также живут и работают люди умственного труда: учителя, врачи, студенты. В городах живут и представители класса духовенства, служат в соборах, монастырях. Кроме того, в города переселяются феодалы, которые остались без замков.
В городе встречаются и начинают взаимодействовать сословия. Благодаря тому, что в городе грань между феодалами и сословиями стирается, происходит развитие, культурное общение – всё это становится более естественным. Поэтому литература вбирает в себя богатые традиции фольклора (от крестьян), традиции церковной книжности, учёности, элементы рыцарской аристократической литературы, традиции культуры и искусства зарубежных стран, которые приносили торговые люди, купцы. Городская литература выражает вкусы и интересы демократического 3-го сословия, к которому принадлежало большее количество горожан. Интересы их определялись в обществе, - они не имели привилегий, но зато горожане имели свою независимость: экономическую и политическую. светские феодалы хотели прибрать к рукам процветание города. Эта борьба горожан за независимость определила основное идейное направление городской литературы – антифеодальная направленность. Горожане хорошо видели многие недостатки феодалов, неравноправие между сословиями. Это выражается в городской литературе в виде сатиры. Горожане, в отличие от рыцарей не пытались идеализировать окружающую действительность. Наоборот, мир в освещении горожан представлен в гротескно-сатирическом виде. Они намеренно гиперболизируют негатив: глупость, сверхглупость, жадность, супержадность.
Особенности городской литературы:
Городская литература отличается вниманием к повседневной жизни человека, к быту.
Пафос городской литературы дидактический и сатирический (в отличие от рыцарской литературы).
Стиль тоже противоположен рыцарской литературе. Горожане не стремятся к отделке, изяществу произведений, для них самое главное – донести мысль, дать доказательный пример. Поэтому горожане используют не только стихотворную речь, но и прозу. Стиль: бытовые подробности, грубые подробности, много слов и выражений ремесленного, народного, жаргонного происхождения.
Горожане начали делать первые прозаические пересказы рыцарских романов. Здесь берет начало прозаическая литература.
Тип героя весьма обобщён. Это не индивидуализированный рядовой человек. Этот герой показывается в борьбе: столкновение со священниками, феодалами, где привилегии не на его стороне. Хитрость, изворотливость, жизненный опыт – черты героя.
Жанрово-родовой состав.
В городской литературе развиваются все 3 рода.
· Развивается лирическая поэзия, неконкурентная рыцарской, переживаний любовных здесь не найдёшь. Творчество вагантов, у которых запросы были гораздо выше, в силу своего образования всё-таки оказало синтез на городскую лирику.
· В эпическом роде литературы в противовес объёмным рыцарским романам, горожане работали в малом жанре бытового, комического рассказа. Причина также в том, что у горожан нет времени работать над объёмными произведениями, да и какой смысл говорить о жизненных мелочах долго, их надо изображать в коротких анекдотических рассказах. Этим-то и привлекали внимание человека
· В городской среде начинает развиваться и достигает расцвета драматический род литературы.
Файлы
Нет дополнительных материалов для этого занятия.