Author

«Мы так неудержимо жить хотели…»

«Мы так неудержимо жить хотели…»

 Память  о  Холокосте  необходима, чтобы  наши  дети

                                          никогда  не  были  жертвами,  палачами или

                                                                  равнодушными  наблюдателями…

И.  Бауэр

          Мир людей… Он так вечен и так … хрупок! И в этом мире человек любит, верит, прощает, спасает… живет…. А еще… страдает, боится, плачет,  изменяет, ненавидит, предает, мстит, убивает…. И тогда мир людей рушится ,а по всей земле стоит хрустальный звон несбывшихся надежд, несостоявшихся встреч, несказанных слов, разбившихся судеб. И день превращается  в  ночь,  а  ночь  становится беспросветно - тёмной  и  тревожной,  кажется,  что  она  будет  длиться  целую  вечность,  и  никогда  уже  не  наступит  светлое  пробуждение…
       Так уже было. В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года по всей Германии в течение 24 часов стоял невыносимый звон разбившегося стекла и человеческих жизней. Нацисты громили еврейские кварталы. 1400 разрушенных синагог, сожженные и поруганные святыни, разбитые витрины и стекла домов, 91 человек убит, тысячи евреев арестованы и сосланы в концлагеря…
        Это было совсем недавно… В ХХ веке, в котором родились мы с вами, и о котором русский поэт М. Волошин с горьким предчувствием говорил: «Мне на плечи кидается век-волкодав…». Век, оставивший после себя тяжелое наследие Холокоста. Владеть им тяжело, но и предавать забвению нельзя, недопустимо, преступно….
        В ноябре 1995 года Генеральная конференция ООН приняла Декларацию принципов толерантности. В ней говорится: «Понятие толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это то, что делает возможным достижение мира и ведет от идеологии насилия и войн к культуре мира. Толерантность – это не уступка, не снисхождение или потворство. Это, прежде всего, активное отношение, сформированное на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательства на основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные лица, группы и государства».

          В честь принятия Декларации 16 ноября было объявлено  Международным Днем толерантности.

          К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением не толерантного поведения, доходящего до геноцида.

В борьбе против  страшных процессов важно обращаться к прошлому человечества,  в предыдущие эпохи, анализировать причины, механизмы возникновения и развития нетерпимости, порой превращаемой в государственную политику.  

         Пожалуй,  одним из самых страшных проявлений  нетерпимого поведения является  Холокост.

         Механизмом осуществления Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления  людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты относили славян, евреев, цыган и многих, многих  других.                                                                                                              В 1941-1942 гг. в Польше были созданы 6 лагерей смерти для уничтожения евреев - Хелмно, Белжец, Собибор, Треблинка, Майданек, Освенцим.   Только в Освенциме (Аушвице) было убито более 1 миллиона евреев. Он был впервые опробован на советских военнопленных.   Врачи Освенцима проводили селекцию и опыты над обреченными.    Узников уничтожали вплоть до середины января 1945г.

Воздухонепроницаемые фургоны с выведенными внутрь выхлопными газами использовались в лагере смерти Хелмно (здесь уничтожили 300.000 евреев). Он начал действовать уже в декабре 1941 г.

Лагерь смерти Белжец функционировал с марта по декабрь 1942 г. Здесь погибло около 600.000 евреев.

В Треблинке до августа 1943 г. нацисты уничтожили 870.000 евреев.

В октябре 1943 г. (после восстания и побега узников) прекратил существование лагерь смерти Собибор, в котором погибли 250.000 евреев.

Сотни тысяч евреев были уничтожены в Майданеке под Люблином.

На всём протяжении многовековой еврейской истории никогда антисемитизм не принимал столь чудовищных размеров и таких звериных форм, как в период нацистского владычества.

      « Живой  груз  смерти»  нескончаемым  потоком стал  прибывать  к  последней  станции на Земле.

        Из-за нечеловеческих условий транспортировки треть "живого груза" умирала по пути к месту назначения - лагерям смерти.  Остальная  же  часть  несчастных,  не  знающих,  что их  ждет  и  не  понимающих  пока того, что  лучше  было  бы  погибнуть  в  пути  и  не узнать  приготовленных  для  них  ужасов,  всё-таки  прибывала…

       Здесь евреям предстояла селекция,  та  селекция,  которая  неведома  была  ещё  учёным-физиологам : молодых и здоровых отправляли на работы,    детей -  на  медицинские  эксперименты  и  издевательства, пожилых и больных - в газовые камеры. Нацисты старались, чтобы узники ничего не знали о грозившей им участи. Разработанная ими система сокрытия  оставляла евреев в неизвестности вплоть до газовой камеры.

       Прибывающие на железнодорожные станции под предлогом приведения себя в порядок после дороги направлялись с "душевые".

       Вывеска на нескольких языках (немецком, французском, греческом, венгерском) гласила : "Бани и дезинфекция". Хорошее освещение, десятки скамеек, сотни пронумерованных вешалок. Первоначально  измученных  дорогой  людей  ничего  не  настораживало,  наоборот,  некоторые  испытывали смутное  чувство  надежды,  что всё  выяснится,  что  всё  не  так  уж  и  плохо…

Охранники кричат: "Всем раздеться! Дается десять минут!"

Люди стесняются, ... смотрят друг на друга. Приказ повторяют более резко, и на этот раз нерешительно, но спокойно, люди подчиняются. "Запомните номер своей вешалки, чтобы получить одежду!" Среди них снуют лагерные прислужники, подбадривая, помогая раздеться слабым телом и духом. Некоторые матери пытаются спрятать младенцев в кучах одежды, но они быстро обнаруживают себя.
      В помещение подавался газ "циклон В" - и через 5 минут люди, находившиеся в газовой камере, погибали. В Освенциме за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, тела которых впоследствии сжигались в печах крематория:      Сопровождаемая по бокам охранниками толпа обнаженных людей через большие дубовые двери медленно перемещается во второе помещение, такое же большое, как и первое, но абсолютно голое, если не считать поддерживающие потолок четыре толстые квадратные колонны, расположенные с интервалом в двадцать метров. В нижней части каждой колонны металлическая решетка. Помещение заполняется, двери закрываются.

Их сгоняли в душный крематорий, 
Оттеснив подальше от дверей. 
Все смешалось: детским крикам вторил 
Стон обезумевших матерей! 

Приходил священник, скрыв тревогу,
Улыбался кисло, сколько мог: 
- Помолитесь, люди, на дорогу, 
Не ропщите, люди, с нами Бог!...

Только не услышал Бог проклятий, 
Самых страшных, что на этом свете. 
Равнодушно он глядел с распятья, 
Как живыми здесь горели дети, 

Как земля от ужаса стонала, 
Черным дымом покрывалось небо.
Стоны, крики - все потом стихало,
Дети не просили больше хлеба... 

Траурных хоралов им не пели, 
В пепел не бросали им цветы, 
День и ночь над  лагерем  горели 
Огненные, черные кресты..

        В лагерях   смерти  уничтожение людей проводилось на индустриальной основе. Были оборудованы газовые камеры и печи для сжигания трупов - крематории. С помощью этих орудий смерти в течение 1942 г. были уничтожены свыше 3,25 млн. евреев, живших в Восточной Европе.

       Но  такие  методы  умерщвления  людей  не  были  единственными,  нацисты  изобрели  и  пополняли «сокровищницу  способов  уничтожения  людей» каждый день, благо  им  было  на  ком  экспериментировать…

       В концлагерях и в лагерях смерти существовала группа врачей-эсэсовцев, проводивших на заключенных свои преступные «медицинские опыты». Эти действия, не имевшие ничего общего с наукой, причиняли заключенным неописуемые страдания и часто ускоряли их смерть. Речь идет о группе врачей, стремившихся достичь личных успехов в области медицины. Побуждаемые безмерным честолюбием и садистскими инстинктами, они не останавливались перед тем, чтобы использовать людей в роли подопытных кроликов.  Людей оперировали без наркоза, удаляли им половые органы, безжалостно стерилизовали и кастрировали, иногда с помощью рентгеновских лучей. Заключенные проверялись на способность выдержать низкое атмосферное давление и низкие температуры организма. В Бухенвальде проводились также и другие эксперименты: опыты по заражению желтой лихорадкой, оспой , дифтеритом.
      Узников разного возраста и пола искусственно заражали тяжелыми инфекционными заболеваниями и вели наблюдения, кто первый - дети или женщины - умрут, как долго их организм сможет сопротивляться вирусам. Часто людей, не доводя до смерти, оперировали вживую т.е. без наркоза, вырезая им различные органы, для того чтоб посмотреть в каком состоянии находятся органы человека на каждой стадии заболевания.

      Экспериментировали с отравляющими веществами, т.е. определяли на какую массу тела и на какую возрастную группу, какой дозы отравляющего вещества достаточно для наступления смерти. Пересаживали узникам половые органы, якобы для определения влияния гормонов на жизненный тонус. Из всей группы отобранных для данного опыта выжить не удалось никому.

      Свой  весомый  вклад  в   «копилку»  страшных  смертей  внесли   и   дети,  « маленькие  жизни  Холокоста»,  которым  так  хотелось  жить,  которые  до  последней  минуты  жизни  не  верили  и  не  знали,  что  с  ними  так  могут  поступить…  Они  не  могли  даже  предположить,  что  станут « мелкой  разменной  монеткой»  в  крупных  дьявольских  играх  « сверхлюдей»… Так, в  хорватском  лагере Стара-Градишка,  отобрав около 70 детей, фашисты  разместили их на чердаках и в подвалах, лишив   пищи и ухода. Дети заболевали и умирали.

       При этом  фашистские  звери оставляли больных детей рядом со здоровыми, мертвых - рядом с живыми. Истощенных и ослабленных детей они затем стали ликвидировать в массовом порядке. Только в течение нескольких месяцев 1942 года в Стара-Градишке было уничтожено более 7 тыс. детей-узников.

        В июле в лагерь прибыла немецкая комиссия по набору рабочей силы. Было объявлено, что дети тех матерей, которые добровольно изъявят желание поехать на работу в Германию, будут освобождены из лагеря и переданы до их возвращения под опеку Красного Креста.   Так были созданы специальные концентрационные лагеря. Менее чем за месяц в эти лагеря из смешанных лагерей было переселено 10 тыс. детей в возрасте от нескольких дней до 14 лет. В результате и без того измученные дети остались совершенно одни, без матерей и близких, в лагерях, где их ожидала неизбежная смерть.

        Переселением детей занималась социальная служба, а также Красный Крест, который использовался, как прикрытие с целью успокоить матерей и общественность. Но обман скоро обнаружился, и матери стали отказываться отдавать детей, предпочитая умереть вместе с ними. Тогда детей  стали отнимать силой.

        В старом замке в селе Горня Риека, в хорватском Загорье, с первых дней оккупации располагался известный лагерь для евреев, преобразованный в июне 1942 года в лагерь для детей. Он получил название "детский дом" и находился  под управлением фашистской организации "Усташская молодежь". Здесь, в помещениях, зараженных сыпным тифом, было размещено 300 еврейских  детей, мальчиков в возрасте от 10 до 14 лет, которых доставили тремя партиями . К 13 августа 1942 года в "детском доме" умерло 150 детей, а 150 было отправлено в больницы Загреба.

       В июне 1942 года был создан специальный лагерь для детей в Сисаке, функционировавший и в 1943 году. Он назывался "приютом для детей беженцев", и должен был служить местом пребывания только для детей, матери которых находились в концентрационном лагере в Сисаке. Однако сюда доставлялись дети и из других лагерей, а также из сел.

       Лагерю в Сисаке принадлежит особое место среди всех лагерей, так как в нем нашли приют новорожденные, грудные и малолетние дети. Здесь жесточайшим пыткам подвергались матери и их дети - самые невинные создания   на  свете.                              

 Мы знали, что умрем мы не в постели,
И потому – судьбе наперекор – 
Мы так неудержимо жить хотели,
Как, может, не хотели до сих пор.

         Но даже и в последние годы войны, когда, казалось бы, ее исход предрешен, жизнь детей в концлагерях не улучшилась. К тому времени лагеря, находившиеся на освобожденных территориях, переносились на пока еще оккупированные территории. Так, например, в конце осени 1944 года начались первые этапы из Аушвица (фашистский лагерь в Польше) в Берген-Бельзен, Гросс-Роден, Заксенхаузен и другие лагеря. В то время как в армиях союзников продолжалась дискуссия о "возможной пользе воздушной бомбежки Аушвица" - лагерь "разбирали". Сначала перевезли в укромное место в Германию ценности, скопившиеся на складах, т.е. личные вещи и одежду убитых, после этого переправили и узников.

       12 января 1945 года Гиммлер принял Миси на вторую беседу и обсудил с ним необходимость решения еврейского вопроса. Они пришли к договоренности, что каждую неделю в вагонах 1-го класса 1200 евреев, в том числе и детей, будут переправляться в Швейцарию. В обмен на это Гиммлеру, среди прочего, было обещано уменьшение антинемецкой  пропаганды в мире . Однако, об этом стало известно Гитлеру, и "операции Миси" прекратились. Через несколько дней, в середине января, Гиммлер издал приказ об эвакуации узников, "способных шагать". Этот приказ оказался смертным приговором для тысяч обессиленных, ибо коменданты лагерей и эсэсовцы делали свое дело как следует. В этой ситуации опять же больше всего страдали старики и дети. Именно им сложнее всего было проделать столь долгий и нелегкий путь.

        Об этих "походах"   людям  стало  известно из рассказов  спасшихся, по описаниям случайных очевидцев. Эти муки застали узников уже в последние месяцы войны - вереницы призраков, колонны человеческих скелетов, прокладывали себе дорогу в Германию. Дни и ночи двигались длинные процессии людей по заснеженным дорогам, без пищи и нужной одежды. Ослабевших и больных добивали выстрелом в затылок, другие умерли, замерзая на обочинах или обессилев там от голода. Лишь немногие дошли до цели.

        По данным на 15 января 1945 года, число узников концлагерей - 714211 человек. Предполагается, что, по крайней мере, треть всех этих узников настигли муки насильственной эвакуации:

      "Они шли... женщины и дети, мужчины и подростки из всех стран света... преследуемые народы, подгоняемые окриками сумасшедших, свистом пуль, лаем собак. Шли, обессилевшие от холода и голода, и от их деревянных башмаков вздрагивала  обезумевшая  земля. Шли, и шаги по спящей земле отдавались жутким эхом и болью пяти лет мук в лагерях..."

       Приказ об эвакуации был отдан в середине января 1945 года, после приближения Красной армии .  18 января  началась окончательная эвакуация 58 тысяч узников Аушвица. На месте остались лишь больные и обессиленные с группой врачей и медсестер - всего около 7 тысяч человек, в основном, евреи. Через  неделю лагерь был освобожден войсками Первого украинского фронта . Аушвиц, этот город ужасов, стал своеобразным символом - "планетой, наполненной трупами", который лежит тяжким грузом на совести всего мира,  грузом  который  до  сих  пор  тяготит  человечество!  Как  же  такое  могло  произойти?   Где  же  был  человеческий  разум?  Ведь  даже  злая  волчица  готова  перегрызть  глотку  любому  за  своих  детёнышей,  а   мы,  люди?!..

      После эвакуации Аушвица пришел черед и других лагерей - началась отправка узников в саму Германию.

      Незадолго до поражения нацистское руководство занималось проблемой узников лагерей, и евреев, в частности.  Известно, что сам Гитлер  приказал уничтожить узников лагерей, "чтобы они не стали победителями в конце войны". Некоторые из его приближенных стали свидетелями его гнева, когда он узнал, что узники Бухенвальда были освобождены американской армией,   хотя в лагере осталось меньше половины узников, а  28 тысяч, в основном евреи, были переправлены в другие места до освобождения. Он потребовал оставлять в лагерях только больных и "переводить" всех остальных

       Холодной  зимой  длинные колонны заключенных шагали по дорогам к предназначенным им заранее путевым пунктам, но в апреле связи между руководителями и конвоями были утеряны , и узники продолжали кочевать с места на место, не имея определенной цели своего пути. Открытые вагонные платформы, набитые замороженными скелетами, бесцельно скитались по дорогам, а освобождение , как  всегда,  катастрофически  запаздывало.

       Нет точных данных о количестве спасшихся евреев в общем списке лиц, вызволенных из гитлеровских лагерей - примерно две трети миллиона человек. Считается, что примерно их было около ста тысяч: еще 80-100 тысяч погибли буквально в последние месяцы войны. Только в одном Берген-Бельзене погибло 40000 человек!

       Даже в этот самый последний период войны, вопреки данным обещаниям "сохранить жизнь еврейским узникам", в подсознании  нацистов все еще продолжала господствовать идея "ликвидации еврейского вируса" и "очистки Европы от евреев" - перед самым освобождением.

       Акция истребления была огромной, в ней участвовало множество исполнителей. Вопреки этому, информация о происходившем просачивалась лишь по крохам, и полная картина не была известна долгое время, даже после Холокоста. Причиной этого феномена были обширные меры  по маскировке и заметанию следов, предпринятые организаторами "окончательного решения".

        К сожалению, очень много людей ничего не знают о Холокосте, который  унёс  миллионы человеческих жизней.
Многие и не желают ничего знать и помнить о нём, заведомо его отрицая:
в учебниках истории о Холокосте написано немного.

Хотя уже прошло две трети века,
я не нашла ответа на вопрос:
Что за душа была у человека,
который мир обрек на холокост?!..
        Как это может происходить в стране, в которой в результате Холокоста погибло более миллиона человек?!
Распространилось мнение, что Холокоста не было, что миллионы погибших - это выдумка   предвзято  настроенных  евреев.
Разве национальность человека что-то в нём принципиально меняет ?
Истоки Холокоста идут не от Гитлера, не от фашистов.
Он выплеснул все националистические настроения, имевшиеся в Европе. Он был лишь кульминацией тысячелетней ненависти, расовых предрассудков, низменных инстинктов...
       Холокост, как величайшее преступление перед человечеством, как незабываемая трагедия народа и как нравственный урок будущим поколениям может быть осмыслен лишь в ракурсе   всех предшествующих событий, которые сделали его возможным и подготовили для него почву.
       Очень  хочется   застать тот момент, когда в мире исчезнут все националистические настроения.
Патриотизм - это не только любовь к себе, это ещё и уважение к другим.