Author

Как раскрывается в романе Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?

Как раскрывается в романе Пушкина «Евгений Онегин» «русская душа» Татьяны?

«Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы.

Татьяна Ларина — первый в русской литературе реалистический женский образ. Миросозерцание героини, ее характер, душевный склад — вес это раскрыто в романе очень подробно, поведение ее психологически мотивировано. Но вместе с тем Татьяна — «милый идеал» поэта, «романное» воплощение его мечты о женщине определенного типа. И сам поэт часто говорит об этом на страницах романа: «Простите мне: я так люблю Татьяну милую мою!»

   Татьяна появляется в романе семнадцатилетней девушкой:

Дика, печальна, молчалива,

Как лань лесная боязлива,

Она в семье своей родной

Казалась девочкой чужой.

 Татьяна росла задумчивой и впечатлительной девочкой, она не любила шумных детских игр, веселых развлечений, ее не занимали куклы и рукоделие. Она любила мечтать в одиночестве или слушать рассказы няни. Единственными друзьями Татьяны были поля и леса, луга и рощи.

 Натура ее глубока и поэтична — ей дано видеть красоту окружающего мира, дано понимать «тайный язык природы», дано любить Божий свет. Она любит встречать «зари восход», мыслями уноситься к мерцающей луне, гулять в одиночестве среди полей и холмов. Но особенно Татьяна любит зиму:

           Татьяна (русская душою.

Сама не зная, почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,


  В начальных главах романа Татьяна предстает человеком внутренне противоречивым. В ней уживаются подлинные чувства и чувствительность, внушенная сентиментальными романами, которые ей «заменяли все». Девушка воображает себя героиней любимых книг. В ней было что-то романтическое, недаром Ленский сравнивает ее со Светланой Жуковского.

   В различных жизненных обстоятельствах расширяется духовно-интеллектуальный кругозор Татьяны, ею приобретается опыт, знание человеческой природы, новые привычки и манеры. Она взрослеет, меняется внешне, но  неизменным для неё  остается понятие чести и долга, которое является доминантой этого женского образа.

 

Однажды полюбив, она оказывается верна своей любви, несмотря на то, что получает от Онегина холодный эгоистический отказ. Татьяна подчиняется своей судьбу: ее выдают замуж, как некогда поступили с ее матерью. И в замужестве она проявляет благородство своей души. Любя Онегина, она остается верна своему супружескому долгу: 
Я вас люблю (к чему лукавить?), 
Но я другому отдана; 
Я буду век ему верна. 
Татьяна из провинциальной барышни превратилась в “равнодушную княгиню”, которая научилась “властвовать собой”, как некогда поучал ее Онегин, но в душе она осталась той же, готовой отдать все за дорогие ее сердцу поля, леса, деревни: 
Сейчас отдать я рада 
Всю эту ветошь маскарада, 
Весь этот блеск, и шум, и чад 
За полку книг, за дикий сад, 
За наше бедное жилище, 
За те места, где в первый раз, 
Онегин, видела я вас..

 И в последнем эпизоде романа, в последнем монологе («Но я другому отдана; / Я буду век ему верна») Татьяна подтверждает выбор, сделанный раньше. Любимая героиня поэта  уверена в том, что нельзя построить счастье на несчастье другого. В этом выборе отразилось очень многое: и цельность натуры ее, не допускающая лжи и обманов; и четкость нравственных представлений, и вера в Судьбу, подразумевающая христианское смирение; и законы народной морали, с ее однозначностью решений.

Татьяна и обликом, и душой близка музе поэта, именно поэтому она и была для него "милым идеалом". Она поражает нас глубиной натуры, оригинальностью, «воображением мятежным», «умом и волею живой». Это цельная, сильная личность, способная подняться над стереотипностью мышления любого социального круга, интуитивно чувствующая нравственную правду.