Смех в комедии А.Грибоедова
В «Авторской исповеди» Гоголь писал: «В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем». Автор «Ревизора» отказался от введения в комедию положительного героя как носителя добродетельных начал, рупора авторских мыслей. Но положительный герой в комедии есть. «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это честное, благородное лицо был – смех», - указал на роль смеха Н.В.Гоголь, разъясняя смысл «Ревизора».
Комическими называют такие жизненные явления, в которых содержится несоответствие общепринятой норме, алогизм. Так, в комедии «Ревизор» прием ошибки, несоответствия является основой комического, основой конфликта.
Вспомним о времени, когда была написана комедия «Ревизор» (1836 г.): мрачная эпоха Николая I, действует система доноса и сыска, распространены частые инспекторские наезды «инкогнито». Объектом сатиры у Н. В. Гоголя становится сама современная жизнь в ее комически уродливых проявлениях. Хлестаков ни за кого себя не выдает. Непреднамеренность поступков Хлестакова сбила всех с толку, а чистосердечие его обмануло чиновников и городничего, который сам «мошенников из мошенников обманывал». Происходящее и выявило истинно уродливое и смешное лицо людей, вызвало смех над ними. Это был смех сквозь слезы – гневный смех сквозь слезы горечи и негодования. Автор смеется не над конкретными личностями, а над пороками русской действительности, недаром в конце брошено в хохочущий зал: «Над собой смеетесь». И смешно, и горько становится, когда мы читаем о порядках в уездном городе6 в присутственных местах шныряют «гуси с гусенками», а от заседателя вечно пахнет водкой; в училище преподают бесноватые учителя; врачеватель Христиан Иванович по-русски ни одного слова не знает; на почте вскрываются письма ради удовлетворения любопытства почтмейстера.
Именно такое сатирическое изображение позволило Н. В. Гоголю ясно высказать свое возмущение административным произволом и хищничеством, мелкими своекорыстными характерами облеченных властью людей.
Но и просто забавных ситуаций есть в пьесе немало. Например, спешные приказания городничего: «Пусть каждый возьмет в руки по улице…», или реплика «Вместо шляпы надевает бумажный футляр». Нелеп и смешон Хлестаков, в страхе кричащий и стучащий кулаком по столу: «Да какое вы имеет е право?… Я прямо к министру!» А уж как он «великолепен» в сцене вранья, сделав за несколько минут головокружительную карьеру от переписчика бумаг до фельдмаршала.
Этот смех, разящий общественные и личные пороки, смех беспощадный, он связан с размышлением автора над жизнью и людьми и толкает читателя на глубокие и горестные раздумья. Все это делает пьесу живой, достоверной и помогает читателю и зрителю очистить свою душу с помощью смеха, потому что, обличая все дурное, писатель верит в торжество справедливости, которая победит.
«Смех – одно из самых сильных орудий против всего, что отжило»,-справедливо подметил А.И. Герцен. Подлинным положительным героем в комедии явился смех. Ни среди действующих лиц, ни среди персонажей внесценических мы не встретили таких, которые были бы «взяты в образец. Все гоголевские герои вылеплены из одного и того же теста. Они терпят поражение не просто вследствие своей моральной ущербности, а в силу своей общественной несостоятельности.
Еще Сочинения
- Изображение природы в повести «Тарас Бульба»
- Краткое содержание рассказа Артура Конан Дойля «Горбун»
- Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)
- Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «Прощание с Матерой»
- Внутренний мир «петербургского мечтателя» в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»