Анализ стихотворения А.А.Блока
Александр Блок… Его время названо «серебряным веком» - веком сонетов и элегий, романсов и песен, веком импрессионистов и декадентов. Его поэзия стала символом новой эпохи. Цветаева определяла имя Блока как «льдинка на языке», «серебряный бубенец». А.А.Ахматова считала Блока первым среди поэтов времени, обращая внимание на символику первых букв - А.А.Б. Он и был первым в списке «великих», Он и остался «птицей, льдинкой, бубенцом» - тайной русской поэзии.
Поэт и его стихи, словно серебряная фонтанная россыпь Петербургских площадей, притягивали и притягивают читателей, стремящихся разгадать символику образов, постигнуть тайну поэтического замысла. Мне тоже предстоит погрузиться в мир поэзии Александра Александровича Блока, чтобы попытаться по-своему прочитать и истолковать его стихотворение «Снежная Дева», уловить звуки топота скачущих табунов и скрежет разводимых мостов; следуя за поэтом, осмыслить «иные времена».
Ранние стихотворения А.А.Блока посвящались Незнакомке, которой он служил по-рыцарски преданно. «Прекрасная Дама» - это лирический символ Женственности. Образ так близок всему поэтическому миру, что и толковать его следует как девушка-призрак, неземная красавица, принцесса-грёза. И вдруг, словно с метелью врывается новый образ в поэзию А.А.Блока – Снежная Дева.
Она пришла из дикой дали-
Ночная дочь иных времён…
Дикая даль напоминает о времени средневековой России, о Диком поле… «Иные времена»: скакали табуны по берегам Непрядвы и Дона, сражались воины.
Неужели Она пришла как дочь тех тёмных лет, чтобы указать на роковые события? Ночь, и ветер, и снег- всё говорит о предчувствии великих и трагических перемен.
Город А.А.Блока встречает Деву ветром, дождём и мглой - привычный пейзаж Петербурга, но тревогу вызывает звук: ночами разводят мосты и «железно-серые» створки напоминают стерегущих столицу рыцарей, чьи латы издают скрежет. Чередование согласных звуков ж и з (аллитерация) – один из приёмов А.А.Блока - здесь помогает создать зримый образ снежной столицы. Зыбь исполинской Невы, «огни, и мраки, и дома» - серо и неуютно в непостижимом городском пространстве площадей Деве ночей, и «сфинксу с выщербленным ликом». В нём видит Дева своего собрата по судьбе, забросившей и Деву, и сфинкса из «родного Египта» в край «тусклого северного тумана».
Что расслышал Александр Александрович во вскрике Девы «под бурей ночи снеговой»? Одобрение!
Она глядит мне прямо в очи,
Хваля неробкого врага…
И этот взгляд, и «перстень вьюги» смущают лирического рыцаря, хотя он и в «стальной кольчуге, // И на кольчуге – строгий крест. Романтический рыцарь, паж Прекрасной Дамы, повзрослевший поэт, Александр Александрович Блок понимает, что таинственная дочь тёмной ночи, древних сумерек, царственно принявшая «громады, уснувшие в ночной глуши» «никогда не примет меч» и не рассечёт «ремень стального шлема».
Меня завораживает тайна Блока : он зримо видит Петербург во власти Революции -Дикой Девы, «Снежной Девы», вихревой и метельной, сбивающей с ног.
Снежная, холодная, ледяная Дева – образ-символ несбывшейся мечты и непостижимое предчувствие вьюг, буранов и социальных потрясений начала ХХ века. Строки пропитаны тревогой. Возникают странные ассоциации с героиней сказки Андерсена «Снежная Королева». Ледяное сердце снежной красавицы в схватке с душевной теплотой простого человека потерпело поражение. Поражение терпит и Снежная дочь сумерек.
Композиция стихотворения неровная, словно буря рвёт строку. Сгущаются краски. Звуки, то шипящие, то звенящие, помогают услышать музыку занесённой метелями России и её главного города - Петербурга.
Но в стихотворении Блока Снежной Деве противостоит не юный герой, а «вождь враждебной рати», «неробкий враг», «закованный в броню».
Как грустен этот облик лирического «Я» Блока. Что происходило в душе поэта, если он противопоставляет Деву и Воина- вождя? Где очарование и любование Дамой? Где сама любовь, присущая прежнему лирическому герою? Их нет, но есть роковое противоборство, потому и мечты, и чувства необходимо поэту скрывать, таить. А всё-таки чувства живы, хотя и спрятаны до времени под железом лат. Душа Блока жива! Будут, обязательно будут объятия, торжественные или нежные, дружеские или любовные. Как ни страшны вьюги, но и они могут осыпать звездами. Как ни тёмен город, но его громады и «в окнах тихие лампады» могут сливаться с «мечтой души».
Октябрь 1907 года – дата написания стихотворения, до социальных метелей – десять лет. С Востока или Запада придёт Снежная Дева, явится таинственной Царицей или Дочерью иных времён – непостижимо, но Александр Блок в «священном трепете» сохраняет веру в победу всеобщего братства:
Мечту торжественных объятий
В священном трепете храню.
Я понимаю, что моя попытка расшифровать тайные образы стихотворения наивна: Блок непостижим, но он влечёт нас за собой «в очарованную даль». Каждый, кто попытается найти «код Блока», прикоснётся к магии его поэтического мира.
Еще Сочинения
- Изображение природы в повести «Тарас Бульба»
- Краткое содержание рассказа Артура Конан Дойля «Горбун»
- Боль за человека или насмешка над ним? (по повести Н.В. Гоголя «Шинель»)
- Образ Дарьи Пинигиной в повести Распутина «Прощание с Матерой»
- Внутренний мир «петербургского мечтателя» в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи»