Статус задания: Выполнена
  В каталог К моим заданиям
  • Иван

    Иван

    Нужна помощь

    Исконно народные промыслы Калужского края

    • Литература
    • Домашнее задание
    • Сдать до 12.12.2016 19:00

    Решение задания:

    • Елена Сергеевна

      Елена Сергеевна

      Большое место в быту калужских крестьян занимала вышивка. Основой ее традиционно служил холст, материалом были льняные, шерстяные, полушерстяные нити.
      По способам вышивания калужская вышивка относится к счетной технике, выполняемой по счету нитей по разреженной ткани, так называемая перевить. Народные мастерицы называли ее «вырезы». В основе калужских вырезов — выработанные веками геометрические узоры, женская фигура, конь, птица, «древо жизни».
      Украшенные вышивкой части традиционного народного костюма — рубахи, поневы, занавески-фартуки и полотенца обычно были праздничными, подарочными или обрядовыми предметами. Тем не менее, в вышивке их заметно забвение древнего смысла мотивов и превращение их в красивые декоративные узоры. А с конца XIX в. калужские крестьянки все чаще заменяли шитье перевитью на вышивку крестом и узоры брали из «вышивальных книжек», приобретаемых в городе. Наиболее традиционная вышивка сохранялась в районах Гамаюнщины и Монастырщины близ Калуги.

      В изделиях народных мастеров Калужского края орнамент вышивки существует в определенном предметном контексте. Композиция, цвет — по преимуществу красный (в народном понимании — «красивый», «лучший») — фактура вышивки претворяются в творчестве народных мастеров в предметные качества орнаментированной вещи. Ритмический бег лаконичного узора, оттенки цвета, фактурное богатство открывают нам духовный мир создателя орнамента вышивки — народного художника.

      Смежными к вышивке женскими промыслами были ткачество, тесемочный, ленточный, кружевной. Кружевоплетение в губернии было развито в Жиздринском, Козельском, Тарусском, Боровском и Лихвинском уездах. И в других уездах плели кружево отдельные мастерицы — для собственных нужд, «для себя». Но как промысел кружевничество значительное развитие получило лишь в Боровском и Лихвинском уездах. Его появление и развитие в 1-й половине XIX в. связано с М.Н.Маркоткиной, крепостной кружевницей помещика Н.Г.Челищева. Сосланная за непослушание из Подольского уезда Московской губернии в Чубаровскую волость Боровского уезда, М.Маркоткина обучила своему мастерству других женщин. К концу XIX в. кружевоплетением в Боровском уезде было занято 1680 кружевниц. Чистый заработок некоторых крестьянских дворов достигал 70 руб. в год, но давался он дорогой ценой — почти 18-ти часовой ежедневной усидчивой работой в течение всей долгой зимы.

      Как художественное явление global-katalog.com калужское кружево развивалось в двух направлениях: крестьянское, создаваемое для домашнего употребления, и промысловое, которое обычно сбывалось в белошвейные мастерские Москвы. Крестьяне плели кружево из льна, что вполне соответствовало тем тканям (холст, крашенина, пестрядь), которые оно украшало. Численный способ плетения обусловил в основном геометрический характер узоров. Калужское промысловое кружево по своим художественным особенностям очень близко кружеву подольскому: это кружево многопарное, с цветочными рисунками на тюлевом фоне, с тонкими решетками, со сканью обводов. Искусно выполненные работы калужских кружевниц были удостоены дипломов на Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Петербурге в 1901 г
      Изготовление Калужской глиняной игрушки, которая известна больше как хлудневская, связывается с праздничными гуляньями — «ярилками». Они проходили на пасхальной неделе в селах и городах губернии и неотъемлемой принадлежностью их были традиционные «свистульки», «гудухи»,«сопелки», «грематухи» в виде козы, конька, медведя, бабы с гусем, птички, вылепленные из глины, без поливы, с яркой раскраской.
      Согласно одному из местных преданий, край деревни Хлуднево, называемый Бобровка, был заселен в XIX в. несколькими семьями крестьян, выигранных помещиком в карты. Они и принесли в Хлуднево гончарное ремесло, быстро привившееся здесь благодаря запасам хорошей глины. Местные же старожилы на вопрос о времени возникновения промысла говорят: «Деды наши тянули горшки и прадеды тянули, а женщины лепили сопелки и грематушки».

      Наиболее древний по происхождению слой хлудневской игрушки составляют свистульки, лаконичная пластика которых совмещала образную выразительность с функциональностью. С 70-х гг. XX столетия мастерицы создают игрушки-скульптуры, с поразительной смелостью сочетая различные пластические элементы. Их формы и композиции тяготеют к трехмерности объемов, подвижности и декоративности силуэтов, обилию лепных деталей.
      Безудержная фантазия народных мастериц создает знаменитое хлудневское «Древо жизни», собирательный образ природы, дающий жизнь всему живому. Этот сюжет особый, хлудневский, не имеющий аналогий в других регионах.